В 2015 г. регионы потратили на создание ЕГИСЗ 3,6 млрд руб.
Совокупный бюджет медицинской информатизации в 2015 г. составил 4,7 млрд руб., что на 1,7 млрд меньше, чем в 2014 г. Объем средств региональных бюджетов, потраченных на развитие ЕГИСЗ в 2015 г., составил 3,6 млрд руб. — на 37% меньше, чем годом ранее. Доля профильных федеральных субсидий по сравнению с 2014 г. (745 млн руб.), наоборот, увеличилась — до 1,9 млрд руб.
Федеральные средства были поделены между тремя подрядчиками, осуществляющими работы по ЕГИСЗ в общероссийском масштабе, — "дочкой" ГК "Ростех" — ООО "Национальный центр информатизации" (НЦИ), НИИ "Восход" и компанией "Ростелеком". Наибольшую часть этих средств — 329,9 млн руб. — освоил НЦИ. На эти деньги компания модернизировала 10 подсистем, разработала ряд новых компонентов и поддержала уже действующие. НИИ "Восход" заключил контракт — стоимостью 185,7 млн руб. — на обеспечение вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ЦОД). Подряд на 185,2 млн руб. получил "Ростелеком" — на обслуживание резервной копии ЦОД. Часть федеральных средств, как и в 2014 г., получили регионы Крымского федерального округа: Республика Крым — 330,5 млн руб., Севастополь — 65 млн руб.
Лидером по объему выделенных на информатизацию здравоохранения средств среди регионов страны предсказуемо стала Москва, где на организацию ЕМИАС было потрачено 1,7–2 млрд руб. С большим отрывом за столицей следует в рейтинге Новосибирская обл., где на модернизацию МИС и развитие сервисов направили 216,6 млн руб., ХМАО — с 174,64 млн и ЯНАО — с 137,85 млн руб. (подробнее см. карту).
Однако в большинстве регионов затраты либо сократились, либо были сведены к нулю. В 22 регионах в 2015 г. на информатизацию отрасли потратили менее 10 млн руб. Нулевые затраты были зафиксированы в 21 регионе. В одних территориях интеграторы, запустив ключевые системы и сервисы, сочли новые расходы излишними. У других целевые бюджеты в 2015 г. попросту закончились, а в ряде регионов не вкладывались в ЕГИСЗ — ни в 2014, ни в 2015 гг., предпочитая переложить ответственность за информатизацию на медицинские организации. Считается, что больницы могут выделять на эти цели средства из тарифов ОМС, но по факту эта опция практически не действует.
В тех регионах, которые раньше прочих начали внедрять IT–системы и сервисы, возникли проблемы с техникой — за годы внедрения ЕГИСЗ компьютерный парк успел устареть и частично выйти из строя, но на амортизацию средств субъектов уже не хватает. Также из соображений экономии некоторые регионы пытаются поддерживать информсистемы в рабочем состоянии, отказавшись от услуг подрядчиков и обходясь силами штатных программистов МИАЦ.
Методология: аналитический центр Vademecum второй год проводит мониторинг федеральных и региональных затрат на создание и поддержку ЕГИСЗ.
С 2014 г. федеральные средства направляются только на создание единых для всех территорий платформ и сервисов — электронной регистратуры, электронной медицинской карты, регистров заболеваемости, систем учета и обработки данных. Основные расходы на информатизацию медицинской отрасли должны покрывать региональные бюджеты. Сведения о запланированных на реализацию ЕГИСЗ затратах имеются в региональных программах развития здравоохранения до 2020 г. Однако эти данные не всегда отражают реальность, потому и ориентироваться на них не было смысла. Так, например, в тематической программе Республики Татарстан говорится, что в 2014 г. на ЕГИСЗ по плану выделяется 193,2 млн руб., а в 2015 г. — 214,6 млн руб. Тогда как в официальном ответе на запрос Vademecum из республиканского Минздрава содержатся совершенно другие цифры: в 2014 г. было потрачено 5,5 млн руб., в 2015 г. — 3 млн руб..
По нашей методологии оценки затрат, итоговые цифры — простая сумма профильных расходов региональных и федерального бюджетов. Свой скромный финансовый вклад в информатизацию вносят сами медучреждения, которые по идее должны за счет средств ОМС покупать компьютеры, поддерживать МИС в рабочем состоянии, но доля этих расходов в общей структуре затрат на ЕГИСЗ настолько незначительна, а получение данных по разным причинам так затруднено, что мы готовы ими пренебречь.
Сведения о расходах на организацию федерального сегмента ЕГСИЗ мы запрашивали в Минздраве и у операторов, назначенных едиными поставщиками профильных услуг в общероссийском масштабе, — «Ростеха», «Ростелекома» и НИИ «Восход». В регионах нашими респондентами выступали представители медицинских информационно–аналитических центров (МИАЦ) и ответственных за информатизацию медицины региональных органов исполнительной власти. В тех исключительных случаях, когда ни одна из профильных структур не могла дать ответ, мы ориентировались на данные портала госзакупок и контракты МИАЦ с подрядчиками.
Источник: www.vademec.ru