В 2019 г. аптеки будут тщательно анализировать финансы
Маневич Михаил
Kоммерческий директор компании "Вёрваг Фарма" в России
2018 год для аптечной розницы был непростой. Связано это было с несколькими факторами: снижением потребительского спроса, возрастающей конкуренцией между аптечными сетями, ужесточением дистрибуторами финансовых условий поставок. Многие эксперты рынка отмечали: в завершающемся году снижалась средняя стоимость проданной упаковки. Это говорит о том, что население старается экономить, в т.ч. на покупке лекарств.
В основе стратегии лежит в основном активное продвижение продукции через образовательные мероприятия с врачами.
Если говорить о дальнейшей реализации препаратов, то в основном наша продукция реализуется через розничный сегмент рынка — аптеки. Их доля составляет порядка 95%, оставшиеся 5% реализуются через госпитальный канал. Поэтому взаимодействию с аптечной розницей мы уделяем особое внимание.
Если же говорить о тенденциях рынка, то они следующие. В 2018 г. еще более четко произошла сегментация розницы. Условно ее можно разделить на крупный сетевой ритейл и небольшие аптечные сети. Количество несетевых аптек в России не превышает 15%. Влияние крупных сетей на рынок увеличивается. Их доля растет. И, на наш взгляд, эта тенденция продолжится. Небольшие сети также пытаются найти решение для увеличения свой конкурентоспособности, объединяясь в маркетинговые союзы, в т.ч. на базе крупных дистрибуторов.
В погоне за долей рынка в предыдущие годы многие аптечные сети увеличивали количество точек. И в настоящее время не все эти точки являются рентабельными. На наш взгляд, в 2019 г. собственники бизнеса более тщательно будут анализировать финансовые показатели — и нерентабельные аптеки будут закрываться.
Еще одна тенденция аптечного ритейла в году уходящем — увеличение доли собственной торговой марки в ассортименте крупных сетей. Причем это касается не только косметических средств, но и биодобавок и даже лекарственных препаратов. "Вёрваг Фарма" как производитель оригинальных лекарственных средств смотрит на это с тревогой. Мы осознаем, что доля собственной торговой марки будет увеличиваться. Однако считаем, что при этом часть пациентов вместо высококачественного оригинального продукта по рекомендации фармацевта могут получить в аптеке продукт с недоказанной эффективностью. Мы считаем, что в данном случае коммерческий интерес ритейлера вступает в противоречие с интересами потребителя–пациента.
Тем не менее мы с оптимизмом смотрим в 2019 год и желаем нашим партнерам успехов в новом году.