20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

В борьбе за жизнь дистрибутор вынужден искать новые функции

Сегодня главными проблемами фармацевтического дистрибутора в его взаимоотношениях с аптекой и производителем являются перенасыщенность рынка продукцией, большая конкуренция и низкая рентабельность.

Иванова Настасья
Директор компании "Интер–С Групп"

Времена, когда фармацевтическая дистрибуция являлась высокомаржинальным бизнесом, прошли, и каждый ищет новые сценарии усиления своего положения на рынке.

При этом уже очевидно, что крупным дистрибуторам работать становится все сложнее, а из–за большей расходной части они находятся в менее выгодном положении по сравнению со средними и небольшими игроками.

Поэтому сейчас любой поставщик лекарственной продукции в первую очередь думает о сокращении издержек и оптимизации рабочих процессов. Наша компания приняла решение не работать напрямую с аптечной розницей по причине нежелания аптек работать по предоплате, а конкурентные преимущества мы получаем в основном за счет заключения эксклюзивных договоров с производителями (цель — отсутствие конкуренции по одинаковым позициям среди дистрибуторов), эффективной логистической системы и максимально возможного сокращения расходов.

В текущих непростых экономических условиях важными условиями для успешной работы фармацевтического дистрибутора являются: небольшой штат персонала, поиск адекватных, незавышенных арендных ставок и расходов на эксплуатацию занимаемых площадей, а также условие 100%–ной предоплаты — так называемые "быстрые деньги", поскольку реализация продукции на условиях отсрочки платежа несет в себе высокие риски курсовых потерь, нарушения сроков платежей и даже неоплаты.

Кроме того, в деятельности фармацевтического дистрибутора периодически появляются новые дополнительные расходы, которые он вынужден отнести на себестоимость продукции, что логично приводит к увеличению стоимости лекарств. Последний пример — внедрение Правил надлежащей практики по хранению и перевозке лекарственных препаратов.

Не исключено, что и планирующаяся обязательная маркировка лекарственных средств будет также проведена за счет потребителей. Конечно, пока окончательной информации и четких инструкций на этот счет нет, но производитель, скорее всего, также отнесет эти расходы на себестоимость медикаментов.

Что придется делать дистрибуторам, и будут ли они нести новые дополнительные расходы? Пока не ясно, но уже понятно, что эта инициатива также может вызвать рост цен на лекарства.

В ряде случаев в борьбе за выживание дистрибутор вынужден брать на себя дополнительные функции, такие как мониторинг рынка, комплексный маркетинг, расширение комплекса сервисных услуг (таможня, услуги ответственного хранения и т.д.), продвижение продукции, в первую очередь новых брендов, еще рынку незнакомых. При этом для продвижения лекарств дистрибутор, как правило, выбирает наиболее перспективные регионы по потенциальному денежному обороту, а удаленность региона от центра наоборот играет, скорее, как негативный фактор.

В целях повышения конкурентоспособности и улучшения финансовых показателей дистрибуторы ищут новые пути развития бизнеса, например, инвестируя в производство или в создание собственных аптечных сетей, участвуя в создании вертикально интегрированных холдингов и аптечных ассоциаций.

Такое решение кажется вполне грамотным, поскольку содержит в себе несколько глобальных преимуществ: быстрые информационные потоки, принятие взвешенных комплексных решений, оптимизация ассортимента, выдавливание из аптек аналогичных конкурентных позиций в целях более успешных продаж лекарств из своего портфеля.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция