В медицине важна свобода маневра
Во время начала пандемии врачи обратили внимание: в странах, где проводилась массовая вакцинация БЦЖ, распространение коронавируса нового типа было менее значительным, чем в странах, где такая вакцинация не проводилась. Потом оказалось, что введение БЦЖ никак не влияет на устойчивость организма к данному коронавирусу.
Лесков Иван
Врач–оториноларинголог
Зато постепенно пришло понимание, что косная и архаичная система здравоохранения (не отказаться от БЦЖ с послевоенных времен — это как раз проявление крайней негибкости) лучше реагирует на такие вызовы, как пандемия, нежели система, которая в «мирное» время показывает куда лучшие результаты.
Российской системе здравоохранения помогли справиться с взрывным распространением вируса именно остатки "советскости", маркером которой оказалась та самая БЦЖ. Что касается ситуации "мирного" времени, то улучшить ее сейчас можно, опираясь на принцип "на месте виднее". Нужно отдать инициативу ЛПУ, работающим "на земле", чтобы они сами определяли бы и необходимость во врачах, и необходимость в оборудовании. А "верхнее" звено, руководство здравоохранения на всех уровнях просто старалось бы выполнить продиктованные необходимостью просьбы.
Нужен кардиолог, но он соглашается только с предоставлением жилья и вдвое большим окладом — хорошо, дадим. Нужен томограф в Сонковскую ЦРБ в Тверской обл. (Сонково — небольшой райцентр с населением в несколько тысяч жителей, зато до областного центра 127 км) — будет томограф.
Кроме низкого финансирования и неповоротливой системы снабжения, на организацию медицинской помощи отрицательно влияет еще один фактор. Любую инициативу "режет на корню" тут же возникающая мысль: «а вдруг это незаконно?». В результате мы упускаем время в ожидании того, что начальство всех уровней возьмет на себя ответственность, разрешит врачу оказать тот или иной вид помощи, разрешит применять лекарство или процедуру, не указанные, например, в стандарте, но очень важные для конкретного пациента... А в результате уходит время, цена которому в медицине — человеческое здоровье и жизни.
Как сделать условия труда врача или медицинской сестры более приемлемыми?
Это очень просто — дать все, что нужно. Доплаты — лучше заплатить лишнее, чем недоплатить и получить очередной скандал, средства защиты — найти и выдать (помните историю с полковником Най–Турсом из булгаковской "Белой гвардии"?), жилье — предоставить. Все просто. Основной фактор решения нынешних проблем — это опять-таки свобода маневра на местах.
И даже "вечный" вопрос о дефиците кадров в здравоохранении поможет решить все та же свобода маневра. В ведущие медицинские центры страны стоит очередь из специалистов и просто амбициозных молодых врачей. Нужно всего–навсего сделать так, чтобы эти амбиции удовлетворялись бы вне зависимости от того, где — в столичном НИИ или в ФАП где–то в тундре — работает врач. Если доктор из той же Сонковской больницы будет иметь свою квартиру, приличный оклад и раз в два года будет ездить на стажировку в Европу или США, здороваться за руку с ведущими мировыми специалистами, Москва такому врачу будет просто не нужна. А если при этом он будет лечить так же, как в нашем повседневном представлении лечат в той же Европе или в тех же США (повторюсь, речь о стереотипах из сериалов, а не о действительных особенностях американского здравоохранения), то выиграют все.
Кстати, о стажировках и образовании в целом. Сегодня остро стоит вопрос о ценности той информации, которую дают конференции НМО. Сама конференция часто выглядит так: снимается помещение для проведения конференции (например зал в какой-нибудь гостинице в центре большого города). Затем фармацевтические фирмы оплачивают эту аренду взамен возможности представить свою продукцию докторам. Ну а после этого — проводится сама конференция, где ведущие профессора читают доклады, стараясь "отметить рекламу" тех фирм, которые оплатили аренду зала. Хорошо, если оплатить аренду соглашается кто–то из "большой десятки" компаний с солидными портфелями рецептурных препаратов. Но обычно поддерживают другие. В результате врачи выслушивают, как хорошо лечить таблетированными травками... Выводы делайте, пожалуйста, сами.
Что касается престижа профессии врача, то его формирует не только и не столько сам врач. Отношение к тому или иному явлению создает пропаганда. Если новостные ленты будут пестреть информацией о том, как "доктора опять кого–нибудь уморили в больнице" (а такие новости могут появиться задолго до результатов расследования и распространяются очень быстро), то ни о каком уважении речи не будет. А такая практика складывалась на протяжении двух десятилетий, если не дольше. Добиваться обратного результата нужно на системном уровне. От правовой нормы до кинематографа...