В НФП обсудили систему подготовки фармацевтических кадров
В повестку были включены вопросы, касающиеся мониторинга рынка труда фармацевтической отрасли (на примере Санкт–Петербурга), подготовки кадров для практической фармации, предложений по изменению системы подготовки кадров с возможностью перехода на двухуровневую систему.
Презентацию по инфраструктуре фармацевтического рынка Санкт–Петербурга, кадровой ситуации и перспективам рынка труда в фармацевтической отрасли представила начальник учебно–методического отдела ГБОУ ВПО СПХФА Минздрава России Ю.Г. Ильинова.В основе анализа — результаты исследования 508 организаций и предприятий фармацевтического рынка Санкт–Петербурга, что составляет 25,8% от общего числа предприятий фармрынка СПб. Данные по кадровому составу по видам профессиональной деятельности, половозрастным характеристикам с учетом тенденций изменения социально–экономических показателей развития города составляют базовую основу прогнозирования потребности в фармацевтических кадрах.
После обсуждения доклада были приняты решения: на основании реестра выданных лицензий на фармдеятельность подготовить информационную справку о расчетной потребности рынка труда в фармацевтических работниках; подготовить сравнительную оценку существующих федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГС СПО) и высшего профессионального образования, проанализировать ФГОС ВПО на предмет профессиональных компетенций.
Выступление замдиректора по научной работе НИИ фармации Первого ММУ им.И.М. Сеченова Н.В. Пятигорской было посвящено направлению образовательной деятельности в области «Промышленная фармация». Анализ трудоустройства выпускников фармацевтических факультетов (35 вузов МЗ РФ из 46) показал, что в сферу "Разработка ЛП + производство ЛП + регистрация ЛП" идет около 10% выпускников, и работодатели предъявляют претензии по поводу недостатка профессиональных компетенций.
Цель развития фармобразования — подготовка выпускника для работы на всех стадиях жизненного цикла лекарственного препарата. Н.В. Пятигорская познакомила участников заседания с примерами специальных компетенций в области промышленной фармации, которые разработаны Королевским фармацевтическим обществом (Великобритания) и Европейской группой промышленных фармацевтов.
Было принято решение о подготовке профильной комиссией совета заключения о необходимости введения магистратуры по направлению "Промышленная фармация"; разработке анкеты по компетенциям, которыми должен обладать специалист на фармпроизводстве. Она станет основой для последующего проведения анкетирования на промышленных предприятиях.
Ответственный секретарь СПК в области фармации Е.В. Неволина проинформировала об участии СПКФ в работе семинара по апробации и совершенствованию методики актуализации государственных стандартов высшего образования и формированию примерных основных образовательных программ на основе профстандартов (на примере специальности «фармация»), проводившегося Национальным советом по развитию квалификаций при Президенте РФ. Методом "мозгового штурма" были описаны области и виды профессиональной деятельности, по которым востребованы выпускники по специальности "фармация", а также объекты и типы профессиональных задач. При сохранении существующей системы подготовки кадров возникает проблема специализации. ФГОС подразумевает широкие компетенции, начиная от разработки лекарственного препарата, его производства, регистрации, контрольно–разрешительной деятельности, фармацевтической деятельности и т.д. При этом работодатель подчеркивает, что выпускник имеет очень слабые практические навыки по фармдеятельности. Кроме того, работодатели и сами специалисты говорят об отсутствии преемственности между средним профобразованием (СПО) и высшим профобразованием (ВПО), что увеличивает сроки подготовки кадров.
Для получения диплома провизора фармацевт вынужден поступать на очную систему ВПО, т.к. даже для выпускников СПО по специальности "фармация" отсутствует возможность заочного образования. Для нужд промышленной фармации можно на базе бакалавриата по другим специальностям подготовить необходимые кадры, но сегодня по фармации предусмотрена только ординатура, а это означает, что только провизоры могут получать дополнительное профобразование (ДПО). Как показывают опросы работодателей и самих выпускников, решить проблему может переход на двухуровневую систему подготовки кадров и отмена СПО по специальности "фармация".
С такой точкой зрения согласились не все участники заседания. Поэтому было принято решение — членам совета представить свое видение системы подготовки фармацевтических кадров в России. На основании присланных материалов подготовить консолидированную позицию совета, при необходимости провести специальное заседание по этому вопросу. Итогом должно стать письмо в Минздрав России и Минобрнауки с обоснованной позицией по системе подготовки кадров в фармацевтической отрасли и соответствующими предложениями по ее преобразованию.
Источник: Союз "Национальная фармацевтическая палата"