Беспалов Николай
Директор по развитию компании RNC Pharma
Конечно, подводить итоги пока еще рано — данные за декабрь 2017 г. обновятся чуть позже. Но уже можно сделать предварительные выводы о самочувствии рынка за прошедший год.
Год начался довольно активно, но к осени стало ясно, что ситуация далеко не столь оптимистична.
Реальные доходы населения (несмотря на стабилизацию основных макроэкономических показателей) не только не выросли, но даже имели тенденцию к сокращению.
Так что, несмотря на рекордно низкие темпы инфляции, натуральная динамика спроса росла весьма умеренно.
К концу года уже стало очевидно, что рынок рискует завершить год в фазе стагнации. С одной стороны, это не кризис — спрос хоть и медленно, но повышается. С другой стороны, очень немногие участники вообще представляют, как себя вести в подобных условиях.
Если ситуация кардинально не изменится (а каких-то предпосылок для этого, увы, нет), то ожидать серьезного количественного развития не стоит. Наверняка и по качественному развитию очень многие будут пересматривать планы, исходя из текущих рыночных реалий.
Суммарно по итогам 2017 г. динамика розничного коммерческого рынка — на уровне 8% в руб.
Чего все–таки ожидать аптеке? С одной стороны, стагнация — все-таки не падение спроса. Активные представители могут не только рассчитывать на вполне нормальное существование, но и деятельно развиваться.
С другой стороны — сделать это смогут далеко не все. "В общем и целом" в новом году продолжить активное развитие будет весьма непросто.
Что касается нашумевших документов, в частности, о возможностях дистанционной продажи лекарственных препаратов... Проект разрабатывается неоправданно долго. Некоторые редакции содержат абсолютно глупые предложения (например, доставку лекарственных препаратов специалистами с фармацевтическим образованием).
Ситуация неопределенности тормозит развитие целого пласта компаний, создает неудобства для пациентов, а также формирует некую серую зону фармацевтического рынка, о которой все знают, но которая фактически никак не контролируется. Этот вопрос нужно решать скорейшим образом.
И было бы логично разрешить продажу не только ОТС–препаратов, но и рецептурных. Возможно, с обязательным требованием электронных рецептов. Полумеры здесь крайне вредны.
О возможности продажи лекарственных препаратов в супермаркетах сказано уже очень многое. Инициатива абсолютно лишена смысла и в текущих условиях развития рынка даже вредна. Ведь она рискует привести к росту цен на лекарства. Аптеки неизбежно будут терять часть выручки и вынуждены будут компенсировать, повышая наценки на другие ассортиментные группы.
В нашей стране нет глобальных проблем с географической доступностью лекарственных препаратов. А там, где они есть, супермаркеты ее не решат... по причине отсутствия таковых.
Надеюсь, в 2018 г. вопрос в отношении этого предложения будет закрыт раз и навсегда.
Что касается сокращения числа государственных аптек, увы, в нашей стране фактически отсутствует целенаправленная стратегия их развития. Вопрос пущен на самотек, и объективно количество государственных аптек будет сокращаться и в условиях ФЗ №44, и без него.
Государственная аптека очень стеснена в возможностях оперативно реагировать на рыночные реалии, оказывать дополнительные услуги пациентам и фармацевтическим производителям, получать товарные и денежные кредиты и т.д.
Важно понимать, что здесь ничего само не изменится (глобально), и государственные аптеки в подавляющем большинстве регионов либо будут акционированы и проданы, либо их доля сократится до минимума.
Доля единичных аптек сейчас относительно невелика. По итогам 2016 г. их насчитывалось порядка 10,8 тыс. Это 18,4% от общего числа по России. В денежном выражении такие организации занимают долю 19,8%.
В большинстве своем это довольно самодостаточные структуры, которые более-менее успешно выживают в конкурентной борьбе с сетевой фармацевтической розницей. С точки зрения общего количества независимых аптек лидируют Москва, Московская обл. и Краснодарский край, здесь работают соответственно 990, 860 и 635 таких структур.
В процентном выражении доля сетевых аптек (от количества точек) выше всего в Кабардино–Балкарской Республике (здесь 67,8% всех аптек — несетевые).
Конечно, им сложно конкурировать с сетевым бизнесом. Сети имеют возможность использовать эффект масштаба, получая дополнительные скидки от дистрибуторов, а также зарабатывают дополнительные деньги, оказывая услуги по продвижению производителям. Есть и масса других плюсов крупных структур (высокий уровень автоматизации, мощная юридическая поддержка, закрытие кадровых вопросов, перераспределение товарных остатков и т.д.).
У несетевых структур тоже есть свои плюсы. Такие организации, как правило, более мобильны и свободны в принятии решений, они могут позволить себе нестандартный подход, самостоятельно организовывать те или иные акции, использовать гибкую ассортиментную политику, — например, специализируясь на тех или иных видах товаров, а также задействовать элементы т.н. эмоционального маркетинга.
Безусловно, этим функционалом эффективно могут пользоваться далеко не все. И объективно процесс сокращения независимых аптек будет продолжаться, но они никогда не исчезнут полностью.
Что касается дистрибуторов, действительно во второй половине 2016 г. и первой половине 2017 г. значительно вырос объем просрочек платежей по товарным кредитам. Аптеки не могли в срок рассчитаться с оптовиками, а те, в свою очередь, испытывали сложности с платежами компаниям-производителям.
В итоге целый ряд аптечных сетей сменил собственников, фактически они были вынуждены продаваться, для того чтобы закрыть обязательства перед поставщиками. А целый ряд дистрибуторов, в т.ч. довольно крупных, фактически прекратил существование.
Очень многие дистрибуторы были вынуждены инициировать юридические процессы взыскания задолженности, в т.ч. банкротство ряда юридических лиц.
Сейчас этот процесс в целом нормализовался, хотя до конца он, безусловно, не завершен.
Ждать ли преобразований в системе медицинской помощи? Да, здесь происходят довольно серьезные изменения. В основной массе они связаны с развитием всевозможных электронных сервисов, а также с внедрением телемедицинских технологий.
В частности, в текущем году должен вступить в силу приказ Минздрава России от 30.11.17 №965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий". Он формирует законодательную основу для развития телемедицинских сервисов и в известном смысле будет являться отправной точкой для них. Надо сказать, что такие сервисы активно начали формироваться еще в 2016–2017 гг. Правда, до сих пор спектр их услуг весьма ограничен.
Надеюсь, что в текущем году они начнут активно работать, постепенно расширяя и спектр услуг. Безусловно, это должно облегчить доступ пациентов к медицинской помощи, а значит сократить количество случаев самолечения, улучшить ситуацию с рациональной фармакотерапией и т.д.
Кроме этого, в практику системы здравоохранения активно внедряются элементы электронного документооборота: электронная запись к врачу, электронные рецепты, электронные карты пациента, больничные листы, справки и т.п. Процесс внедрения подобных инструментов в разных регионах — на разной стадии реализации. Кое-где уже достигнуты действительно серьезные успехи, скажем, в отношении электронных рецептов. Но здесь, безусловно, предстоит еще очень многое сделать.
В системе здравоохранения остается много объективных проблем: отчасти они являются следствием исторического развития системы, отчасти — выступают своеобразными «детскими болезнями» развития в результате проводимых реформ.
Очень серьезна проблема с уменьшением физической доступности первичной медицинской помощи — количества поликлиник и квалифицированных врачей объективно не хватает для нормальной работы системы здравоохранения!
В этом отношении важно и развитие телемедицинских технологий, и автоматизированных сервисов по электронному документообороту (это позволит повысить эффективность, в т.ч. финансовую, системы здравоохранения). Но телемедицины и электроники мало.
Ряд проблем наблюдается в сфере госзакупок лекарственных препаратов. Здесь тоже есть успехи — в частности, ФАС в настоящее время активно выявляет картели и борется с ними. Но, увы, имеющаяся законодательная база пока не позволяет это делать в должной степени эффективно.
Большая работа сейчас проводится той же антимонопольной службой по выявлению и пресечению завышения цен на лекарственные препараты на внутрироссийском рынке. Пока здесь нет 100% покрытия, но создан целый ряд важных прецедентов.
Что необходимо изменить для улучшения лекарственного обеспечения в России? Это сложный вопрос. Сделать, конечно, нужно многое... Но было бы здорово хотя бы довести до логического завершения то, что уже анонсировано.