24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

В период отмены ЕНВД закрылись несколько тысяч аптек

Упрощенная система налогообложения (на которую были переведены многие аптечные организации после отмены ЕНВД) изначально была разработана для сферы услуг. Поэтому она не учитывает специфику розничной реализации лекарственных препаратов, наценка на которые ограничена.

Литвинова Мария
Генеральный директор СРО Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма"

Не учитывает она и другие особенности фармацевтической деятельности — например, выполнение аптекой лицензионных требований и обязанность иметь в наличии препараты в соответствии с утвержденным минимальным ассортиментом. В результате у аптеки остается один-единственный выход — повышать цены на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП, а также на продукцию нелекарственного ассортимента. Но это в большинстве случаев прямой путь к закрытию аптек — ведь покупательская способность населения продолжает падать!

Закрытие аптечных организаций, связанное с перспективой отмены ЕНВД и весьма значительного роста налоговой нагрузки, уже давно стало массовым. По данным DSM Group, в период с декабря 2019 г. по июль 2020 г. с фармацевтического рынка ушли 1 тысяча одиночных аптек и 270 малых локальных сетей (две–три аптеки). Впечатляют и данные RNC Pharma: за период с 1 января 2020–го по 1 января 2021–го — минус 4060 независимых аптек.

Задолго до отмены ЕНВД расчеты аптек–участниц ААУ "СоюзФарма" из разных регионов показывали, что при переходе на УСН с действующими тарифами налогообложения большинство малых аптечных предприятий станут работать с нулевой и даже отрицательной рентабельностью. Следовательно, многим из них придется полностью прекратить свою деятельность.

Но речь, главным образом, об аптеках, которые работают в труднодоступных районах страны — деревнях, районных поселках, отдельных поселениях. Там не представлены федеральные, да и региональные сети — ввиду низкой рентабельности. Закрытие таких малых аптечных организаций означает, что местное население будет лишено лекарственной помощи.

Не стоит забывать и о вкладе аптек в экономику страны: при прекращении их деятельности падает число рабочих мест, а бюджеты (от муниципального до федерального) недополучают налоги.

Данные блиц–опроса, проведенного Ассоциацией в 2020 году, уже говорили о том, что налоговая нагрузка у аптек в одних регионах увеличилась в 4-8 раз, в других — в 10–15 раз. Да, многие пока еще держатся. Но как долго можно работать в таком режиме?

Вот почему, начиная с 2019 года, мы много раз обращались в различные органы законодательной и исполнительной власти, а также к уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионах России с письмами, содержащими расчеты аптечных организаций об изменении суммы налогов при переходе с ЕНВД на другой режим налогообложения, в частности, УСН. Основываясь на этих данных, мы выражали беспокойство по поводу негативных социальных последствий, к которым может привести отмена ЕНВД — как в сфере лекобеспечения населения, так и в предпринимательской деятельности. И сегодня наши опасения, увы, получают подтверждение.

Мы продолжаем бороться за приемлемые условия для аптечных организаций, такие, в которых аптека сможет выжить, а не балансировать на грани (и то весьма непродолжительное время). С середины 2019–го обращались в Госдуму, просили перенести старт маркировки и не совмещать отмену ЕНВД с запуском этой системы. К концу того же 2019 года мы стали обращаться через наши региональные представительства к уполномоченным по защите прав предпринимателей с предложением снизить процентную ставку УСН для аптечных учреждений.

А после переноса сроков маркировки на 1 июля 2020 г. стали обращаться с просьбами сохранить ЕНВД — хотя бы до 1 января 2021–го. С конца лета минувшего года наша ассоциация вновь направила обращение в Госдуму — руководителю фракции "Справедливая Россия", по инициативе которой был внесен законопроект о продлении срока действия единого налога на вмененный доход до 1 января 2025 года.

Регионы реагировали на наши письма по-разному. Пять субъектов ответили: "Предоставление дополнительных льгот для аптек — ставки 1% при УСН — считаем нецелесообразным", "Основания для инициирования снижения налоговой ставки УСН отсутствуют". Еще в пяти сообщили, что «в целях подготовки финансово–экономического обоснования установления пониженной ставки требуется провести дополнительный анализ финансово–хозяйственной деятельности аптечных организаций". В четырех регионах уполномоченные по защите прав предпринимателей направили от своего имени дополнительные обращения депутатам областных дум, в законодательные собрания, советы по бюджетам, налогам и экономической политике. Более чем на 60 наших писем было получено 20 ответов...

Очень благодарны тем регионам, которые откликнулись и инициировали процесс внесения изменений в свои нормативные документы, касающиеся ставок налогообложения. Мы обратились также в ОПОРУ России — ходатайствовать перед органами исполнительной власти в субъектах РФ о снижении для аптечных организаций (переходящих с ЕНВД) до 1% процентной ставки по упрощенной системе налогообложения ("доходы минус расходы"). Этот вопрос относится к компетенции регионов.

Почему так важны приемлемые налоговые условия для аптеки?

Еще раз хотела бы подчеркнуть: несмотря на то, что по виду экономической деятельности аптечные организации отнесены к торговле, они выполняют важнейшую социальную функцию — лекарственное обеспечение граждан. Медицинская помощь на 80% связана с помощью фармацевтической. Пациенту необходимы лекарства. Поэтому важен доступ к их широкому ассортименту — как в больнице, так и при амбулаторном лечении.

В минувшем году была возможность сохранить ЕНВД для тех аптек, которые продолжат отпускать только немаркированные препараты. Но, во–первых, такой подход приводил к вынужденному ограничению лекарственного ассортимента, а во–вторых, сейчас реализовать его уже невозможно — доля маркированных ЛС стала многократно выше, чем год назад. Чтобы продолжить работу, аптечные организации сделали все возможное и невозможное для оптимизации издержек. А они заключаются не только в росте налогового бремени.

Необходимо учесть и усложнение расчетов налогов, и увеличение затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение бухгалтерского учета и постоянное обновление программного обеспечения... А еще год за годом растут издержки из–за увеличения тарифов ЖКХ, банковского обслуживания (в т.ч. эквайринга) и расходов на ведение хозяйственной деятельности аптек (это замена фискальных накопителей и обслуживание контрольно–кассовой техники, закупка дополнительного оборудования для системы маркировки и т.д.).

Уровень доходов населения тем временем постоянно снижается, что не может не отражаться на покупательской способности. Валютные же курсы, напротив, растут, что ведет к повышению закупочных цен производителей и поставщиков. Даже среди препаратов из перечня ЖНВЛП многие стоимостью 50–100 руб. перешли в категорию 200–500 руб. И порой пациенты вынуждены отказываться от их приобретения, т.е. от лечения.

Проблемы налогообложения после отмены ЕНВД — ключевое звено в большой цепочке вопросов, которые остро стоят перед каждой небольшой аптекой. Помочь в их решении — значит помочь сохранить для пациента доступную лекарственную помощь...

Специализированные
мероприятия