Литвинова Мария
Генеральный директор СРО Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма"
Не учитывает она и другие особенности фармацевтической деятельности — например, выполнение аптекой лицензионных требований и обязанность иметь в наличии препараты в соответствии с утвержденным минимальным ассортиментом. В результате у аптеки остается один-единственный выход — повышать цены на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП, а также на продукцию нелекарственного ассортимента. Но это в большинстве случаев прямой путь к закрытию аптек — ведь покупательская способность населения продолжает падать!
Закрытие аптечных организаций, связанное с перспективой отмены ЕНВД и весьма значительного роста налоговой нагрузки, уже давно стало массовым. По данным DSM Group, в период с декабря 2019 г. по июль 2020 г. с фармацевтического рынка ушли 1 тысяча одиночных аптек и 270 малых локальных сетей (две–три аптеки). Впечатляют и данные RNC Pharma: за период с 1 января 2020–го по 1 января 2021–го — минус 4060 независимых аптек.
Задолго до отмены ЕНВД расчеты аптек–участниц ААУ "СоюзФарма" из разных регионов показывали, что при переходе на УСН с действующими тарифами налогообложения большинство малых аптечных предприятий станут работать с нулевой и даже отрицательной рентабельностью. Следовательно, многим из них придется полностью прекратить свою деятельность.
Но речь, главным образом, об аптеках, которые работают в труднодоступных районах страны — деревнях, районных поселках, отдельных поселениях. Там не представлены федеральные, да и региональные сети — ввиду низкой рентабельности. Закрытие таких малых аптечных организаций означает, что местное население будет лишено лекарственной помощи.
Не стоит забывать и о вкладе аптек в экономику страны: при прекращении их деятельности падает число рабочих мест, а бюджеты (от муниципального до федерального) недополучают налоги.
Данные блиц–опроса, проведенного Ассоциацией в 2020 году, уже говорили о том, что налоговая нагрузка у аптек в одних регионах увеличилась в 4-8 раз, в других — в 10–15 раз. Да, многие пока еще держатся. Но как долго можно работать в таком режиме?
Вот почему, начиная с 2019 года, мы много раз обращались в различные органы законодательной и исполнительной власти, а также к уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионах России с письмами, содержащими расчеты аптечных организаций об изменении суммы налогов при переходе с ЕНВД на другой режим налогообложения, в частности, УСН. Основываясь на этих данных, мы выражали беспокойство по поводу негативных социальных последствий, к которым может привести отмена ЕНВД — как в сфере лекобеспечения населения, так и в предпринимательской деятельности. И сегодня наши опасения, увы, получают подтверждение.
Мы продолжаем бороться за приемлемые условия для аптечных организаций, такие, в которых аптека сможет выжить, а не балансировать на грани (и то весьма непродолжительное время). С середины 2019–го обращались в Госдуму, просили перенести старт маркировки и не совмещать отмену ЕНВД с запуском этой системы. К концу того же 2019 года мы стали обращаться через наши региональные представительства к уполномоченным по защите прав предпринимателей с предложением снизить процентную ставку УСН для аптечных учреждений.
А после переноса сроков маркировки на 1 июля 2020 г. стали обращаться с просьбами сохранить ЕНВД — хотя бы до 1 января 2021–го. С конца лета минувшего года наша ассоциация вновь направила обращение в Госдуму — руководителю фракции "Справедливая Россия", по инициативе которой был внесен законопроект о продлении срока действия единого налога на вмененный доход до 1 января 2025 года.
Регионы реагировали на наши письма по-разному. Пять субъектов ответили: "Предоставление дополнительных льгот для аптек — ставки 1% при УСН — считаем нецелесообразным", "Основания для инициирования снижения налоговой ставки УСН отсутствуют". Еще в пяти сообщили, что «в целях подготовки финансово–экономического обоснования установления пониженной ставки требуется провести дополнительный анализ финансово–хозяйственной деятельности аптечных организаций". В четырех регионах уполномоченные по защите прав предпринимателей направили от своего имени дополнительные обращения депутатам областных дум, в законодательные собрания, советы по бюджетам, налогам и экономической политике. Более чем на 60 наших писем было получено 20 ответов...
Очень благодарны тем регионам, которые откликнулись и инициировали процесс внесения изменений в свои нормативные документы, касающиеся ставок налогообложения. Мы обратились также в ОПОРУ России — ходатайствовать перед органами исполнительной власти в субъектах РФ о снижении для аптечных организаций (переходящих с ЕНВД) до 1% процентной ставки по упрощенной системе налогообложения ("доходы минус расходы"). Этот вопрос относится к компетенции регионов.
Почему так важны приемлемые налоговые условия для аптеки?
Еще раз хотела бы подчеркнуть: несмотря на то, что по виду экономической деятельности аптечные организации отнесены к торговле, они выполняют важнейшую социальную функцию — лекарственное обеспечение граждан. Медицинская помощь на 80% связана с помощью фармацевтической. Пациенту необходимы лекарства. Поэтому важен доступ к их широкому ассортименту — как в больнице, так и при амбулаторном лечении.
В минувшем году была возможность сохранить ЕНВД для тех аптек, которые продолжат отпускать только немаркированные препараты. Но, во–первых, такой подход приводил к вынужденному ограничению лекарственного ассортимента, а во–вторых, сейчас реализовать его уже невозможно — доля маркированных ЛС стала многократно выше, чем год назад. Чтобы продолжить работу, аптечные организации сделали все возможное и невозможное для оптимизации издержек. А они заключаются не только в росте налогового бремени.
Необходимо учесть и усложнение расчетов налогов, и увеличение затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение бухгалтерского учета и постоянное обновление программного обеспечения... А еще год за годом растут издержки из–за увеличения тарифов ЖКХ, банковского обслуживания (в т.ч. эквайринга) и расходов на ведение хозяйственной деятельности аптек (это замена фискальных накопителей и обслуживание контрольно–кассовой техники, закупка дополнительного оборудования для системы маркировки и т.д.).
Уровень доходов населения тем временем постоянно снижается, что не может не отражаться на покупательской способности. Валютные же курсы, напротив, растут, что ведет к повышению закупочных цен производителей и поставщиков. Даже среди препаратов из перечня ЖНВЛП многие стоимостью 50–100 руб. перешли в категорию 200–500 руб. И порой пациенты вынуждены отказываться от их приобретения, т.е. от лечения.
Проблемы налогообложения после отмены ЕНВД — ключевое звено в большой цепочке вопросов, которые остро стоят перед каждой небольшой аптекой. Помочь в их решении — значит помочь сохранить для пациента доступную лекарственную помощь...