В РСПП присмотрелись к госзакупкам
Чтобы увеличить возможность участия в государственных закупках российских компаний и стимулировать зарубежные фирмы к локализации в России производства лекарств и медицинских изделий, Правительством РФ было приняты постановления №102 ("третий лишний") "Об ограничении допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и №1289 (аналог 102–го постановления, но для лекарственных средств). Постановление №102 в целом работает, хоронить его поспешили, отметили участники заседания, но, несмотря на принимаемые меры, действующая контрактная система закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий не обеспечивает соблюдение основных принципов, предусмотренных законом, а именно конкуренции, прозрачности и эффективности.
Проведенный экспертами РСПП и ТПП РФ анализ претензий участников закупок по вопросам необоснованных отказов в допуске к участию в торгах свидетельствует о многочисленных нарушениях действующего законодательства в этой области со стороны заказчика и о недостаточном контроле за его исполнением со стороны уполномоченных органов власти, в результате чего органы здравоохранения несут большие финансовые потери. Сегодня, по наблюдению Романа Должанского, главного юрисконсульта компании "Герофарм", "органы прокуратуры слабо работают в сегменте госзакупок, плохо понимая, что там происходит".
Государство ежегодно теряет 400–500 млн руб. (по данным РСПП) из–за того, что в нарушение принципа конкуренции часто не допускается к конкурсам на закупку тест–полосок для определения глюкозы в крови продукция отечественного производства. Практикой становится включение заказчиками в состав одного лота продукции различных видов и излишняя конкретизация лотов. Технические задания и условия исполнения контракта прописываются под конкретного поставщика, как в примере с закупкой цифрового маммографа для нужд Воронежского областного диспансера (техническое задание по совокупности отражало маммограф MicroDose производства компании Philips). При этом в России существует не менее двух производителей, выпускающих маммографы, не уступающие лучшим мировым образцам, но они не были допущены к аукциону. В результате диспансер потерял как минимум 3 млн руб.
Таких примеров приводилось на заседании множество: и одноразовым российским шприцам, и хирургическим халатам, и медицинской одежде приходится конкурировать с иностранной на госзакупках. И все же есть хорошие результаты, что и отметили российские производители: принятие постановления Правительства РФ №102 позволило российским товаропроизводителям в 2015 г. увеличить поставку шприцев однократного применения на 15%, одноразовой одежды и белья — на 20%, устройств, приборов и наборов для диагностики in vitro — на 20%, аппаратуры для визуальной диагностики — на 20%. По предварительной оценке, общая экономия бюджетных средств в 2016 г. в случае задействования постановлений Правительства РФ №102 и №1289 с учетом дополнительных доходов в бюджет за счет налоговых поступлений от увеличения объемов производства лекарственных средств и медицинских изделий составит несколько десятков миллиардов рублей.
Участники заседания решили просить Правительство РФ дать поручение Минэкономразвития, ФАС, Минпромторгу и Росздравнадзору разработать дополнительные меры по усилению ответственности должностных лиц за соблюдением законодательства при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд, а также до принятия решений о единственном поставщике лекарственных препаратов подготовить и утвердить перечень критериев, которым должны отвечать компании, определяемые как единственные поставщики продукции для государственных и муниципальных нужд.