04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

В сельской местности возможна монополия... из одной аптеки

Предложенные дополнительные пункты для Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" вполне логичны и соответствуют тенденциям современного развития фармации.

Котлярова Анна
Доцент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета ДПО Рязанского государственного медицинского университета

Например, пункт "35.1) передвижной аптечный пункт — структурное подразделение аптечной или медицинской организации, осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, перевозку и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения вне стационарного торгового объекта в населенных пунктах, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона". Если данное понятие ввести в жизнь — начнется развитие нового направления, которое поможет увеличить доступность лекарственного обеспечения для жителей нашей страны.

Из определения мы понимаем, что передвижной аптечный пункт не может существовать как самостоятельная единица. Но тем не менее данное нововведение позволит повысить мобильность системы лекарственного обеспечения — как оказалось, столь необходимой в сельской местности (например, во время пандемии COVID–19).

Следующий, тоже весьма интересный пункт: "35.2) аптечная сеть — совокупность двух или более аптечных организаций (ее обособленных подразделений), входящих в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более аптечных организаций (ее обособленных подразделений), которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации".

Уже не один год и даже не одно десятилетие мы знакомы с понятием "аптечная сеть". Любой фармацевтический специалист сможет, не задумываясь, назвать минимум 5–7 аптечных сетей, их преимущества и недостатки. Поэтому появление определения "аптечная сеть" в Федеральном законе не вызывает недоумения, а наоборот, позволяет оперировать данным понятием для дальнейшего регулирования деятельности, что мы можем наблюдать при дальнейшем изучении предлагаемых изменений.

Если кратко, то планируется ввести ограничения для развития крупных аптечных сетей. Законопроектом установлено, что если совокупный оборот сети составляет более 20% объема от всех реализованных на территории города или района лекарственных препаратов и медицинских изделий, то такой сети будет запрещено открывать новые аптеки под своим брендом на этой территории. Это приведет к сдерживанию и предотвращению монополизации рынка розничной торговли лекарственными препаратами. Крупные аптечные сети могут устанавливать свою "политику" и препятствовать развитию малого фармацевтического бизнеса в регионе, кроме того, диктовать условия производителям и поставщикам лекарственных препаратов, как российским, так и зарубежным. Чтобы не допустить монополизации рынка крупнейшими игроками, и предлагаются меры, которые указаны в законопроекте.

Сегодня поправка к закону звучит так: "Хозяйствующий субъект, находящийся в пределах города федерального значения, городского округа или муниципального района, осуществляющий торговлю лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, доля которого превышает 20% объема всех реализованных товаров, перечень которых установлен частью 7 статьи 55 №61–ФЗ, в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе приобретать или арендовать в этих границах дополнительную площадь для розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями".

Но хочется отметить, что пути обхода этого ограничения, конечно, есть, и они уже видны невооруженным взглядом. Например, будут появляться "аптечные сети", включающие в себя сотни юридических лиц и "дочерних аптечных организаций", аффилированность между которыми доказать почти невозможно, а на деле это одна крупная сеть с единой политикой и т.д.

Кроме того, могут возникнуть трудности в применения данной нормы закона в сельской местности, где всего одна открытая аптека может занимать от 30 до 100% объема реализации лекарственных средств и медицинских изделий. Таким образом, будут районы, где вообще станет невозможно открыть новую аптеку. И как в такой ситуации быть с лекарственной доступностью для пациента (ведь на ее повышение во многом и направлен данный законопроект)?

Вероятно, на помощь придут передвижные аптечные пункты, но это я уже иронизирую.

Перейдем к следующему вопросу. Помимо всего вышеописанного, новый законопроект может дополнить ст. 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств". Здесь затрагивается тема фармацевтического консультирования — предложено ввести часть 1.1, согласно которой "аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, при розничной торговле лекарственными препаратами обязаны обеспечить доступную покупателю информацию о наличии и минимальной цене препаратов в рамках одного МНН или иного — в случае его отсутствия".

В обязанности фармацевтического работника входит фармацевтическое консультирование, и данная трудовая функция известна каждому аптечному работнику, как и обязательные элементы этой процесса. И то, что при консультировании будет необходимо сообщать информацию о наличии и минимальной цене препаратов в рамках одного МНН, не вызовет дополнительных трудностей в работе специалиста. Смущает лишь формулировка "обязаны обеспечить доступную покупателю информацию".

Как будет определяться эта доступность?

Достаточно ли будет просто назвать препарат с минимальной ценой или нет?

Данная норма выглядит самой неоднозначной, т.к. при отсутствии ясной формулировки могут возникать вольности в трактовке… и возможности злоупотребления. Ведь крайне важно — как информацию преподнести! От этого, в большинстве случаев, зависит результат.

В заключение хочется отметить, что большинство вносимых изменений уже давно назрели и требовали законодательного оформления. Но в той редакции, в которой они были представлены для первого чтения, выглядят еще не до конца проработанными. Для успешного окончания работы над проектом требуется пересмотреть некоторые формулировки и нормы, в противном случае потребуется давать разъяснения по ряду пунктов. Но в целом, на мой взгляд, законопроект удачный и прольет свет на множество актуальных проблем фармацевтической деятельности.