В сотрудничестве вуза и фармы легче адаптация выпускника
Новикова Ирина
Заместитель генерального директора ОАО "Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области", исполнительный директор НП "Калужский фармацевтический кластер"
Введены только профили в направление подготовки "Материаловедение и технологии материалов", "Химия, физика и механика материалов". Выпускников даже профильных вузов приходится длительное время доучивать на производстве.
В основном все фармацевтические производства в Российской Федерации сегодня соответствуют требованиям GMP, что существенно повышает требования работодателей к квалификации выпускников. Еще одной острой проблемой является фрагментарность системы среднего профессионального образования, ее устаревшая материальная база, отсутствие распространенной практики "дуального обучения" и навыков практической работы на современном оборудовании высокотехнологичных фармацевтических производств.
Для решения этой задачи в Калужском фармацевтическом кластере на принципах государственно–частного партнерства был создан Центр практического обучения работников фармацевтической промышленности на площадке филиала НИЯУ "МИФИ" в Обнинске. Центр оснащен современным "дуальным" технологическим и аналитическим оборудованием, "чистыми помещениями" класса 3 по ISO, что позволяет эффективно сочетать процесс обучения с работой на современной приборной базе в условиях, максимально приближенных к реальным производственным процессам фармацевтических предприятий. Использование в процессе обучения современного технологического оборудования снижает затраты инвесторов на адаптацию персонала, а близкое размещение к производственным площадкам обеспечивает возможность обучения без отрыва от производства.
Привлечение к преподавательской деятельности в центре ведущих специалистов — членов Калужского фармацевтического кластера, таких как компании ООО "Хемофарм", ЗАО "Обнинская химико–фармацевтическая компания", ООО "Бион", ООО "Берахим", ООО "НПК Медбиофарм" АО ГНЦ РФ ФЭИ им. А.И. Лейпунского, АО НИФХИ им. Л.Я. Карпова, МРНЦ им. А.Ф. Цыба, позволяет максимально учесть требования инвесторов к качественной подготовке персонала.
Такое тесное сотрудничество с работодателями позволяет существенно сокращать срок адаптации выпускников на предприятиях, что значительно повышает удовлетворенность работодателей качеством выпускников. Ведущие специалисты и руководители фармацевтических компаний — участников кластера руководят выпускными квалификационными работами наших студентов, являются членами аттестационных комиссий. Создание кафедры "Фармацевтическая и радиофармацевтическая химия" на базе филиала НИЯУ "МИФИ" в Обнинске, расширение перечня лицензированных программ по профилю бакалавриата "Наноматериалы для биологии и медицины", "Фармацевтическое и радиофармацевтическое материаловедение", магистратуры по направлению "Перспективные технологии в фармацевтическом материаловедении» при прямом участии предприятий–инвесторов в разработке, реализации и мониторинге программ позволили создать эффективную систему подготовки и повышения квалификации кадров с максимальным учетом потребностей работающих в Калужской обл. фармацевтических предприятий.
Концентрация на территории Калужской обл. значительного количества современных фармпроизводств и отсутствие профильного вуза, безусловно, создают напряженность на региональном рынке труда. Только в 2015 г. у нас открылись заводы полного цикла таких лидеров отрасли, как "АстраЗенека", "НовоНордиск", "НИАРМЕДИК ФАРМА", в 2016 г. откроются заводы компаний "Фарм-Синтез" и "Сфера-Фарм". Сегодня на предприятиях кластера трудятся более 8 тыс. сотрудников. Поэтому руководство региона и кластера эффективно решают проблему с возможным дефицитом кадров за счет системной профориентационной работы со школьниками, сотрудничества с ведущими профильными вузами, частичному субсидированию программ переподготовки и повышения квалификации, которые реализуют компании. Вместе с тем наиболее востребованными в регионе являются исследователи, технологи и аналитики фармацевтической и радиофармацевтической направленности, специалисты отдела контроля качества, химики–аналитики, радиобиологи, экологи, медицинские физики.
Возможность подготовки до 150 чел. одновременно по всем перечисленным направлениям в Центре практического обучения работников фармацевтической промышленности позволяет существенно выравнивать спрос и предложение на региональном рынке труда.
Для создания студентам калужских вузов возможности совершенствовать свои навыки работы на современном оборудовании в 2013 г. на базе Регионального центра инжиниринга в области фармацевтики и биотехнологий был создан Научно–образовательный центр (НОЦ), учредителями которого выступили АО "Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области" и Калужский госуниверситет. В качестве партнеров к участию в проекте присоединились химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт–Петербургский технологический университет, Казанский госуниверситет и 14 научно–исследовательских институтов, входящих в содружество НП "Орхимед". Формирование партнерской сети научно–исследовательских, образовательных организаций позволило стимулировать развитие научно–исследовательской и предпринимательской активности студентов высших учебных заведений Калужской обл. Только в 2015 г. практику и обучение работе на оборудовании инжинирингового центра прошли 56 чел., 11 стали победителями конкурса "УМНИК–2015» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере.
Интересен опыт активной работы с фармацевтическими компаниями в филиале НИЯУ "МИФИ" в Обнинске. Ведущие специалисты и руководители фармацевтических компаний — участников кластера руководят выпускными квалификационными работами наших студентов, являются членами аттестационных комиссий. Примечательно, что предприятия фармкластера не только участвуют в разработке образовательных программ, но и преподают некоторые дисциплины, закладывая в будущих выпускников именно те знания, которые требуются на их предприятиях. Соответственно, и практику студенты кафедры проходят на базах компаний, участвующих в их подготовке.