21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

В условиях кризиса с лекарств необходимо снять бремя НДС

Настоящая экономическая ситуация на рынке лекарств не может не отразиться на ценах лекарственных препаратов.

Игнатьева Нелли
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)

Цены на лекарства, к сожалению, будут расти: лекарственный рынок полностью зависит от курса иностранных валют.

В условиях нестабильности валютного курса цены на иностранные лекарственные средства станут напрямую отражать рост курса, равно как и цены на лекарства, произведенные на территории Российской Федерации, поскольку они производятся из иностранных субстанций. Не только иностранные субстанции обеспечивают рост цен препаратов локального производства: оборудование тоже не российское.

Информация главы Центрального банка о том, что пик роста курса валют прогнозируется на второй квартал 2015 г., не вселяет оптимизма. Заявленный экспертами рост цен на лекарства до 20% оцениваю как показатель на первый квартал.

С начала года аптечные организации не поднимали цены. Рост цен произошел в оптовом звене товаропроводящей цепи. Где–то это было неизбежностью (новые поставки по курсу на 2015 г.), где–то — попыткой сохранить свой доход и оборотные средства.

В настоящее время мы отмечаем существенную разницу в ценах по отдельным позициям в различных аптеках. Что объяснимо: товарные запасы 2014 г. позволяют аптечным организациям сохранять цены. Тем, у кого товарных запасов нет, удержать цену не предоставляется возможным.

С другой стороны, затоваренность отдельных аптечных сетей привела к сокращению оборотных средств, что обеспечило отдельные трудности для поддержания наиболее полного лекарственного ассортимента. Так были обеспечены дефектура в аптеках и возросшие цены.

Государственное регулирование перечня ЖНВЛП, даже при увеличении его с 1 марта 2015 г. и изменениях механизмов, смягчит ситуацию с ростом цен на позиции ЖНВЛП на фоне общего подъема цен. Опыт ценового регулирования ограничений надбавок показал: сильнее растут цены на те лекарственные препараты, которые не входят в перечень.

В перспективе государственное регулирование цен по ограничительному принципу должно остаться в истории. Необходимо, чтобы страна перешла к механизмам лекарственного страхования, софинансирования в моделях лекарственного обеспечения граждан, с возможным введением тарифов для товаропроводящей цепи. Но здесь и сейчас это, увы, не заработает. На ситуацию цен даже в сегменте ЖНВЛП может оказать влияние и то, что аптеки не выбирали предельно допустимую надбавку, а в сложившихся условиях увеличение надбавок в допустимых законодательством значениях может стать необходимостью для выживания аптечных организаций.

Призыв ко всем торговым организациям «умерить аппетиты!» не может быть реализован аптеками. Аптеки умерили аппетиты еще в 2011 г., когда налоговое бремя для них увеличилось в 2,5 раза. В конкурентной борьбе за выживание аптеки пустились в ценовые войны формата "дискаунтер", торговая наценка в котором составляет от 8 до 12%.

Профессиональному сообществу нужно пересматривать и менять отработанные механизмы взаимодействия между аптечными организациями и оптовым звеном. Это время пришло. Впереди — негативные последствия товарных кредитов, их влияние на цены.

На период экономической нестабильности, в целях обеспечения доступности цен Российская ассоциация аптечных сетей считает необходимым отменить НДС (налог на добавленную стоимость) на лекарственные препараты, в первую очередь, на перечень ЖНВЛП и снизить ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды до уровня применяемых организациями социальных сфер. Наши предложения — инструменты к снижению цен на лекарственные препараты и обеспечения их физического наличия в аптеках!

Специализированные
мероприятия