В условиях кризиса с лекарств необходимо снять бремя НДС
Игнатьева Нелли
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)
Цены на лекарства, к сожалению, будут расти: лекарственный рынок полностью зависит от курса иностранных валют.
В условиях нестабильности валютного курса цены на иностранные лекарственные средства станут напрямую отражать рост курса, равно как и цены на лекарства, произведенные на территории Российской Федерации, поскольку они производятся из иностранных субстанций. Не только иностранные субстанции обеспечивают рост цен препаратов локального производства: оборудование тоже не российское.
Информация главы Центрального банка о том, что пик роста курса валют прогнозируется на второй квартал 2015 г., не вселяет оптимизма. Заявленный экспертами рост цен на лекарства до 20% оцениваю как показатель на первый квартал.
С начала года аптечные организации не поднимали цены. Рост цен произошел в оптовом звене товаропроводящей цепи. Где–то это было неизбежностью (новые поставки по курсу на 2015 г.), где–то — попыткой сохранить свой доход и оборотные средства.
В настоящее время мы отмечаем существенную разницу в ценах по отдельным позициям в различных аптеках. Что объяснимо: товарные запасы 2014 г. позволяют аптечным организациям сохранять цены. Тем, у кого товарных запасов нет, удержать цену не предоставляется возможным.
С другой стороны, затоваренность отдельных аптечных сетей привела к сокращению оборотных средств, что обеспечило отдельные трудности для поддержания наиболее полного лекарственного ассортимента. Так были обеспечены дефектура в аптеках и возросшие цены.
Государственное регулирование перечня ЖНВЛП, даже при увеличении его с 1 марта 2015 г. и изменениях механизмов, смягчит ситуацию с ростом цен на позиции ЖНВЛП на фоне общего подъема цен. Опыт ценового регулирования ограничений надбавок показал: сильнее растут цены на те лекарственные препараты, которые не входят в перечень.
В перспективе государственное регулирование цен по ограничительному принципу должно остаться в истории. Необходимо, чтобы страна перешла к механизмам лекарственного страхования, софинансирования в моделях лекарственного обеспечения граждан, с возможным введением тарифов для товаропроводящей цепи. Но здесь и сейчас это, увы, не заработает. На ситуацию цен даже в сегменте ЖНВЛП может оказать влияние и то, что аптеки не выбирали предельно допустимую надбавку, а в сложившихся условиях увеличение надбавок в допустимых законодательством значениях может стать необходимостью для выживания аптечных организаций.
Призыв ко всем торговым организациям «умерить аппетиты!» не может быть реализован аптеками. Аптеки умерили аппетиты еще в 2011 г., когда налоговое бремя для них увеличилось в 2,5 раза. В конкурентной борьбе за выживание аптеки пустились в ценовые войны формата "дискаунтер", торговая наценка в котором составляет от 8 до 12%.
Профессиональному сообществу нужно пересматривать и менять отработанные механизмы взаимодействия между аптечными организациями и оптовым звеном. Это время пришло. Впереди — негативные последствия товарных кредитов, их влияние на цены.
На период экономической нестабильности, в целях обеспечения доступности цен Российская ассоциация аптечных сетей считает необходимым отменить НДС (налог на добавленную стоимость) на лекарственные препараты, в первую очередь, на перечень ЖНВЛП и снизить ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды до уровня применяемых организациями социальных сфер. Наши предложения — инструменты к снижению цен на лекарственные препараты и обеспечения их физического наличия в аптеках!