В хорошей идее есть плохое, в плохом статусе – хорошее
Сейчас среди широких слоев населения и участников фармрынка активно обсуждается тема о запрете рекламы лекарственных препаратов. Что в этом хорошего и что плохого? Недавно я беседовал с одной знакомой – очень состоятельной женщиной, матерью четверых детей. Младшей ее дочери еще нет и пяти лет, а старший сын заканчивает школу.
Бойко Илларион
Директор по коммерции и логистике компании Takeda Russia
В связи с тем, что информация о диагностике заболеваний и их лечении доступна в Интернете и в других СМИ, включая телевидение, у этой достаточно разумной женщины создалось впечатление, что она сама в большинстве случаев может заменить врача своим детям, мужу, родственникам и знакомым.
В такой осведомленности, на первый взгляд, плюсов больше, чем минусов. Однако все дети «этой заботливой мамы» часто болеют, у многих из них появились аллергические реакции, которых не было ранее. Связано ли это с экологией мегаполиса, бесконтрольным применением лекарственных средств, самолечением или наследственностью? Неясно. Однозначно ответить сложно. Можно допустить, что самолечение, решая симптоматические проблемы, часто приводит к возникновению нежелательных реакций.
Очевидно, что представители компаний-производителей решительно против любых запретов и ограничений. Считается, что реклама – важный блок информирования потребителей. Избежать побочных эффектов можно, внимательно ознакомившись с инструкцией. Во многом это справедливо.
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно найти разные подходы: от полного запрета до некоторого ограничения рекламы безрецептурных ЛС. Важнейшим фактором, на мой взгляд, является то, кто платит за медикаменты – государство или пациент. Если пациент, то он должен быть хорошо информирован. Если государство, страховая медицина, то без выписки, назначения врачом даже безрецептурного препарата, пациент не получит его бесплатно.
Еще один момент. В зависимости от возраста, отношение к рекламе, в частности, телевизионной, – различно. Молодежь, как правило, не обращает на нее внимания. А пожилые люди верят всему. Даже тому, что, принимая БАД, можно улучшить и восстановить свое зрение. Все эти моменты нельзя сбрасывать со счетов. Их нужно учитывать и взвешивать.
Я думаю, что в России пока рано категорически запрещать рекламу медицинских препаратов. До этого надо сформировать другие каналы информации.