05.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
05.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Важен баланс между внутренним рынком и экспортом

Стратегия "Фарма–2020" действительно заложила прочный фундамент для возрождения и развития отечественной фармацевтической отрасли.

Галкина Вилена
Руководитель отдела по связям с государственными структурами компании "ГЕРОФАРМ"

Преференции и меры поддержки национальных фармпроизводителей, внедренные благодаря стратегии, доказали свою эффективность. Задача первичного формирования технологических платформ во многом завершена: созданы и продолжают создаваться производства, соответствующие стандартам GMP, развивается научная база — в научно–исследовательских центрах российских компаний используются передовые технологии разработки препаратов.
Высшая школа профильного образования адаптировала свои образовательные программы под потребности лекарственной промышленности, и на рынке труда появилось большое количество высококлассных молодых специалистов — врачей, биотехнологов, биоинформатиков, биостатистиков, готовых развивать отрасль. Более того, те специалисты, которые раньше работали за границей, возвращаются в Россию, т.к. видят перспективы развития здесь.

Благодаря формированию прозрачных регуляторных требований, регламентирующих осуществление государственных закупок по МНН, российские препараты получили доступ на рынок, а отечественная фармпромышленность — возможность инвестировать в создание новых производств и технологий.

Многие отечественные компании уже готовы воспроизвести любую технологию производства готовых лекарственных форм. А есть ряд предприятий, которые пошли дальше, — создали собственные технологии производства. То есть обеспечили возможность производства лекарственных препаратов в России по принципу полного цикла. На рынке появились сильные отечественные игроки, которые близки к тому, чтобы перейти на инновационный этап развития.
В рамках стратегии "Фарма–2030" необходимо, с одной стороны, создать условия для развития лекарственного рынка нашей страны, т.к. именно домашний регион должен оставаться основным для отечественных производителей. И этого можно достичь, если государством будет найден механизм увеличения подушевого потребления лекарственных средств, который будет поддерживать российские добросовестные фармкомпании. А с другой стороны, большое внимание должно уделяться развитию экспортного направления.

Сегодня крайне важно балансировать между созданием емкого рынка внутри страны и поддержкой развития отечественных производителей за рубежом, стимулируя развитие экспорта и появление у российских фармпредприятий средств на инновации.

Так, для того чтобы развивать экспорт, нужны четкие и работающие механизмы государственной поддержки. Это субсидирование проведения клинических исследований за рубежом и расходов на транспортировку.

Кроме того, важно укреплять статус российского регулятора на международной арене и ускорить вхождение нашей страны в качестве полноправного участника в PIC/S (Схемы сотрудничества фармацевтических инспекторатов) и ICH (Международного совета по гармонизации технических требований к регистрации фармацевтических продуктов, предназначенных для применения человеком). Сделать так, чтобы российская регуляторика, результаты российских клинических исследований и аудитов признавались во всем мире, в т.ч. в странах Европейского союза. Тогда российские компании смогут без дополнительных (и порой огромных) финансовых вложений в числе первых выходить на зарубежные рынки.

Если же говорить о внутреннем рынке — одним из значимых механизмов для дальнейшего развития являются прямые контракты с государством на федеральном уровне (так называемые офсетные контракты). Прямой спрос на продукцию со стороны государства может дать быстрые значимые результаты для отрасли.

Кроме того, сегодня существует проблема так называемых вечнозеленых патентов, которые формируют отдельные монопольные рынки в рамках МНН, что не соответствует интересам государства в части снижения цен на терапию и развития отечественной фармпромышленности. Мы считаем, что настало время для проведения процедуры регуляторной гильотины по отношению к ним, т.е. отмены.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг