Важно быть мобильными и идти в ногу со временем
Любимов Дмитрий
Генеральный директор ООО "Муромские Аптеки" (г. Муром)
Сегодня уже появились данные о статистике аптечного сегмента за прошлый год, и они показывают тенденцию к изменению фармацевтического рынка в целом. Перемен много: от активации крупных игроков (интернет–магазинов) до проблем у федеральных аптечных сетей и закрытия региональных единичных аптек.
Что касается маркировки, то проблемы с нею касаются всю фармотрасль. А для небольших и средних аптечных сетей еще и смена налогового режима создала дополнительные трудности.
Падение продаж во многих аптечных сетях привело к жесткому бюджетированию расходов, что, в свою очередь, сказалось на ассортиментной матрице. Ведь в нынешней ситуации изменились подходы к определению ликвидных позиций.
Сегодня новые процессы на фармрынке только начинаются. Государственный регулятор продолжает корректировки в регуляторной политике в этой области. Последствия пересмотра цен на препараты из списка ЖНВЛП мы скоро ощутим в дефектуре некоторых препаратов. Ограничение маркетинговых бонусов приведет к пересмотру ценовой матрицы.
Усиление давления на цены окажут крупные маркетплейсы — ведь для них фармацевтический рынок не основной. И тем более не единственный.
В конце двадцатого года из–за дефектуры на рынке препаратов, связанных с профилактикой и лечением вирусных заболеваний, покупателя–пациента интересовало только их наличие (но сейчас, в т.ч. в силу падения покупательной способности, многие смотрят и на цену). Жители больших и малых населенных пунктов активно осваивали интернет-ресурсы в поиске лекарств и опробовали для себя новый канал их приобретения.
В крупных городах эта тенденция более заметна, но и в остальных местах, подальше от областных центров, процесс развивается. Основная процедура заказа через интернет–сайты по–прежнему заканчивается получением лекарств в аптеке. Поэтому сегодня у аптек появилась возможность создания собственного канала продаж или же выбора агрегаторов. Данные задачи стоит поставить в разряд приоритетных, чтобы продолжить свою работу в будущем.
Увы, места всем не хватит. Но неверно считать, что сокращение числа традиционных офлайн–аптек произойдет исключительно за счет "единичек" и малых аптечных сетей. Пока человеку удобно местоположение аптеки, пока ему понятна и комфортна консультация фармацевтов и провизоров (и в целом сервис в аптечной организации), он не будет спешно искать что–то новое.
Поэтому именно те аптеки, которые уже сейчас обратят внимание на сегодняшние нововведения, которые будут так или иначе использовать их в своей практике (но пока рано делать на них ставку!), останутся "на одной волне" с фармрынком в целом и поэтому сохранят свою востребованность у покупателя–пациента.
При нынешних динамических преобразованиях на фармрынке у малых аптечных учреждений есть большое преимущество. В мобильности и гибкости. Им и нужно будет воспользоваться — ведь у небольшой аптечной организации нет финансового запаса для экспериментов в поиске особого пути развития. Рынок меняется очень быстро, и кто не успеет за ним, тот опоздает навсегда.