19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Важно, чтобы у врача был доступ к получению новых знаний

Говоря о доступности медицинской помощи и проблеме нехватки медицинских кадров, важно понимать, как выстроена система здравоохранения в той или иной стране. Ее структура и определяет во многом потребность во врачах, среднем и младшем медицинском персонале.

Лесков Иван
Врач–оториноларинголог

Система здравоохранения Семашко, на базе которой частично формировалось здравоохранение в советское время, ставила перед собой ключевую цель — сделать медицину максимально доступной для каждого.

На момент формирования данной системы доступность медицины понималась следующим образом: в каждом районе должна быть районная поликлиника, в которой пациента может принять практически любой врач–специалист — гастроэнтеролог, лор, эндокринолог… И больной попадет к нему на прием в течение недели (в настоящее время сроки могут быть чуть дольше).

В ряде западных стран, например, в США, структура системы здравоохранения иная. "На местах" упор делается на врачей общей практики, врачей–специалистов значительно меньше (их почти нет) — и срок ожидания их консультации исчисляется месяцами. С другой стороны, в тех же зарубежных системах здравоохранения высока доступность высокотехнологичной хирургической медпомощи. Сравним две цифры: за всю историю кохлеарной имплантации (хирургической операции по протезированию слуха) в США было проведено около 500 тысяч таких операций, в нашей стране — около 30 тысяч. То есть более чем в 15 раз меньше.

Конечно, одна из ключевых задач медицины — профилактическая: если прогрессирование хронического заболевания остановить вовремя, высокотехнологичная медпомощь пациенту не потребуется. Но в любом случае она должна быть доступной (как и медпомощь на предшествующих этапах).

Ряд вопросов остается и к системе медицинского последипломного образования. Да, врач должен постоянно учиться — и это факт. Во–первых, потому, что новые знания в медицине действительно интересны. Даже если вы просто подписаны на профессиональный новостной ресурс, вы ежедневно получаете массу полезной информации. В сегодняшней же структуре НМО велика доля конференций, где практикующие врачи слушают доклады — часто спонсорские и касающиеся препаратов вспомогательного характера. А к действительно полезной информации доступ ограничен.

На мой взгляд, наилучший вариант обучения врача должен выглядеть примерно так: специалист сообщает руководству о желании восполнить определенные пробелы в своих профессиональных знаниях (например, отоларинголог хотел бы освоить эндоскопическую хирургию околоносовых пазух), проходит обучение, возвращается — и применяет на практике те виды помощи пациенту, которым он научился. При этом его труд начинает оплачиваться выше, иногда значительно. Естественное желание совершенствоваться в профессии подкрепляется и нематериальной, и материальной мотивацией. Со временем доктор приобретает больше новых знаний и навыков, становится ведущим специалистом в своей профессии.

Но что произошло бы в сегодняшней ситуации? Во–первых, у руководства медицинской организации возник бы вопрос, кто из коллег заменит специалиста, уехавшего на несколько недель на учебу. Во–вторых, у медорганизации может не быть средств, чтобы приобрести соответствующее оборудование для тех же операций на околоносовых пазухах. В–третьих, клиника может попросту решить, что врач собирается сменить место работы. Перечисленные моменты не дают специалисту учиться так, как следовало бы учиться…

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция