Важно, чтобы у врача был доступ к получению новых знаний
Лесков Иван
Врач–оториноларинголог
Система здравоохранения Семашко, на базе которой частично формировалось здравоохранение в советское время, ставила перед собой ключевую цель — сделать медицину максимально доступной для каждого.
На момент формирования данной системы доступность медицины понималась следующим образом: в каждом районе должна быть районная поликлиника, в которой пациента может принять практически любой врач–специалист — гастроэнтеролог, лор, эндокринолог… И больной попадет к нему на прием в течение недели (в настоящее время сроки могут быть чуть дольше).
В ряде западных стран, например, в США, структура системы здравоохранения иная. "На местах" упор делается на врачей общей практики, врачей–специалистов значительно меньше (их почти нет) — и срок ожидания их консультации исчисляется месяцами. С другой стороны, в тех же зарубежных системах здравоохранения высока доступность высокотехнологичной хирургической медпомощи. Сравним две цифры: за всю историю кохлеарной имплантации (хирургической операции по протезированию слуха) в США было проведено около 500 тысяч таких операций, в нашей стране — около 30 тысяч. То есть более чем в 15 раз меньше.
Конечно, одна из ключевых задач медицины — профилактическая: если прогрессирование хронического заболевания остановить вовремя, высокотехнологичная медпомощь пациенту не потребуется. Но в любом случае она должна быть доступной (как и медпомощь на предшествующих этапах).
Ряд вопросов остается и к системе медицинского последипломного образования. Да, врач должен постоянно учиться — и это факт. Во–первых, потому, что новые знания в медицине действительно интересны. Даже если вы просто подписаны на профессиональный новостной ресурс, вы ежедневно получаете массу полезной информации. В сегодняшней же структуре НМО велика доля конференций, где практикующие врачи слушают доклады — часто спонсорские и касающиеся препаратов вспомогательного характера. А к действительно полезной информации доступ ограничен.
На мой взгляд, наилучший вариант обучения врача должен выглядеть примерно так: специалист сообщает руководству о желании восполнить определенные пробелы в своих профессиональных знаниях (например, отоларинголог хотел бы освоить эндоскопическую хирургию околоносовых пазух), проходит обучение, возвращается — и применяет на практике те виды помощи пациенту, которым он научился. При этом его труд начинает оплачиваться выше, иногда значительно. Естественное желание совершенствоваться в профессии подкрепляется и нематериальной, и материальной мотивацией. Со временем доктор приобретает больше новых знаний и навыков, становится ведущим специалистом в своей профессии.
Но что произошло бы в сегодняшней ситуации? Во–первых, у руководства медицинской организации возник бы вопрос, кто из коллег заменит специалиста, уехавшего на несколько недель на учебу. Во–вторых, у медорганизации может не быть средств, чтобы приобрести соответствующее оборудование для тех же операций на околоносовых пазухах. В–третьих, клиника может попросту решить, что врач собирается сменить место работы. Перечисленные моменты не дают специалисту учиться так, как следовало бы учиться…