Мещан Сергей
Директор аптечной сети "Гармония здоровья" (Красноярский край)
Во–вторых, продолжающийся рост налоговой нагрузки. Сокращение налогов на фонд оплаты труда (т.е. страховых взносов) для малого бизнеса не компенсирует потерь из–за отмены ЕНВД. И результатом такой политики стал (в зависимости от уровня конкуренции на локальном рынке) либо неизбежный рост цен, либо уход аптечных сетей, и без этого балансировавших на грани рентабельности.
Саму пандемию на фоне этого проблемой не считаю. Поскольку она ярко показала, что наш фармацевтический сектор даже в условиях ограничений и пикового ажиотажного спроса справился со своей главной задачей — своевременным снабжением населения качественными лекарствами.
Что делать с таким аспектом доступности лекарственного средства, как его цена?
Самое простое — это прекратить постоянное увеличение налоговой нагрузки. Мы говорим о том, что у нас отрасль работает с особым товаром — лекарствами, особенно востребованными у социально незащищенных слоев населения (например, у пожилых людей, у пациентов с хроническими заболеваниями...).
Уже сейчас жесткая конкуренция привела к тому, что целые категории лекарств хронически продаются в минус. Понятно, что дополнительные налоговые затраты не помогут снизить цену.
Так почему при отмене ЕНВД не предусмотреть для аптек такие механизмы, чтобы налоги не увеличивались?
Мы со своей стороны поддерживаем оптимальные условия закупа фармацевтической продукции. Следим, чтобы в остатки не попали позиции, закупленные по завышенной цене. Кроме того, поддерживаем лучшие цены на рынке по широкому списку лекарств, наиболее востребованных у покупателей-пациентов. Ну и, понимая, что цена — не единственное преимущество, предоставляем нашим посетителям хорошие условия по получению бонусов.
Продолжаем расширять качество нашего взаимодействия и с ключевыми партнерами среди дистрибуторов. То есть с теми, кто строит действительно партнерские отношения. А с теми, кто стремится получить сиюминутную выгоду, а также ведет себя агрессивно, объем сотрудничества сокращаем.
Ощущаем в целом больше внимания к нашей аптечной сети от производителей — по мере роста наших оборотов и рыночной доли. С повышением качества внедрения категорийного менеджмента мы получили возможность гарантировать выполнение планов по реализации. Соответственно, строим более осознанную и внятную политику по заключению контрактов. Наш принцип — концентрация на наиболее перспективных позициях, в т.ч. и для покупателя. Поэтому не стараемся "гнаться за несколькими зайцами", ограничиваем количество "законтрактованных" позиций и число фармпроизводителей–партнеров. Это помогает нам не распылять усилия наших специалистов и уйти от "перетаренности". В итоге получаем больший результат.
И еще раз о переменах 2020–го — главным их источником для рабочих процессов в аптеке стала вновь маркировка. Первое — многократно увеличилось время приемки. Второе - массово появились такие препараты, которые поступили в аптеку, но отпустить покупателю их нельзя. Отсюда третье - увеличилась дефектура. Четвертое — серьезно выросло время инвентаризации. Следовательно, удлиняется и тот период, когда аптека не работает, и, следовательно, посетители–пациенты не могут получить доступ к лекарствам.
Пятое — даже имея лицензию на новую аптеку, мы не можем открыться, т.к. регистрация в "Честном знаке" порой занимает две недели. Например, одна из наших новых аптек работала без маркированных препаратов три месяца из–за перебоев в регистрации в системе. Шестое — существенно стал затруднен процесс перемещения ассортимента между аптеками. Седьмое — стало намного сложнее вернуть продукцию поставщику.
Уже неоднократно наши коллеги говорили (я разделяю это мнение), что мы работаем в одной из самых зарегулированных отраслей экономики. При этом уровень конкуренции у нас, на розничном аптечном рынке, настолько высокий, что ведется настоящая борьба за клиентов. Несмотря на это, аптеки эффективно решают задачи снабжения населения качественными медикаментами (т.е. задачи социально значимые) с достаточно высоким качеством сервиса, в первую очередь, по фармацевтическому консультированию. Акции, программы лояльности, возможность забронировать нужное лекарство — это лишь малая часть того, что аптечная организация предлагает своему посетителю.
В то же время из-за жесткой конкуренции отрицательные наценки на лекарственные препараты определенных групп давно стали нормой. То есть аптеки по сути (и зачастую за счет своих средств) спонсируют посетителей–пациентов. Кто из других отраслей может похвастаться такой практикой?
И кто поддержит рентабельность аптеки, чтобы она продолжала делать лечение доступнее и тем самым вносила свой серьезный вклад в здоровье нации?
Самое лучшее, что может сделать сейчас регулятор, — зафиксировать правила и не менять их, хотя бы на период 5–10 лет. Это позволит предприятиям фармсектора инвестировать в качество и технологии в долгосрочной перспективе и избавиться от краткосрочных стратегий (которые часто бывают вынужденными, как методы выживания).
Помочь аптеке можно было бы продлением периода тестирования маркировки — хотя бы до конца 2022 г. Это не так много. Но это позволит отладить систему, обучить персонал на всех уровнях и добиться отсутствия таких потрясений, как масштабная дефектура, наблюдавшаяся в прошлом году.
В наступившем 2021 г. продолжится развитие факторов, установившихся ранее. Ожидаем рост цен из–за повышения затрат. В первую очередь, налогов, но не только их. Из-за снижения рентабельности возможен "выход" еще ряда аптечных организаций. Пройдет настороженность, связанная с пандемией, и сыграет свою роль отложенный спрос на слияния и поглощения. В целом вывод один — выживут сильнейшие, самые эффективные и самые качественные.