Бичевой Константин (Саратовская обл.)
Оксана Богданова (Воронежская обл.)
Фармацевтические инспекторы ААУ "СоюзФарма"
В то же время активно начали открываться аптеки у компаний нефармацевтического профиля — это, например, Яндекс, Почта России, Сбер, Озон… Сочетание названных трендов вызывает опасения, ведь зачастую мы видим не классическую аптечную организацию, а магазин "товаров для здоровья". Лекарствам отведена не очень большая витрина, а основной акцент сделан на биодобавки и косметику (однако хранение тех же БАД, как, например, в торговом зале гипермаркета, оставляет желать лучшего). Так размывается само понятие аптечной организации.
К закрытию аптек подтолкнул целый комплекс факторов, часть из которых — отголоски пандемии. Перебои с препаратами, сложная экономическая ситуация – все это отразилось на фармации и в 2020, и в 2021 году. Плюс проблемы с маркировкой: страшно, когда пациенту срочно необходимо лекарство, в аптеке оно есть, но из-за сбоев в самой системе МДЛП отпустить лекарственное средство нельзя…
В одном из предыдущих комментариев мы рассказывали, что средняя аптечная выручка увеличилась, однако прирост произошел за счет роста цен на препараты. В упаковках, в натуральном выражении, объемы реализации лекарств даже уменьшились. В то же время идут изменения в системах налогообложения — и весь первый квартал 2021 г. аптеки пребывают в шоковом состоянии. Соответствующая статья расходов увеличилась кратно, и к середине минувшего года руководители аптек уже понимали, насколько они смогут выдержать такую нагрузку в дальнейшем.
Значительны и затраты, связанные с маркировкой: помимо оснащения аптеки необходимым оборудованием, требуется постоянное обновление программного обеспечения. И именно в этот период в целом ряде регионов вышли постановления, ограничивающие размер оптовой и розничной наценки на препараты из перечня ЖНВЛП. В некоторых случаях снижение оказалось резким, что отразилось на работе и аптек, и дистрибуторов.
Рентабельность аптечной деятельности не очень высока в силу ее содержания: фармацевтическая помощь — это не сетевой маркетинг, а социальная функция, направленная на сохранение здоровья человека. И когда несколько факторов совпали "в одной точке", близкие к нулю значения рентабельности в работе многих аптек оказались отрицательными.
Начиная с девяностых, популярно мнение, что "рынок отрегулирует все". Но что произошло в действительности? Большинство закрывшихся организаций — аптеки единичные, в том числе индивидуальных предпринимателей, или не очень большие аптечные сети. В этот же период многие из более крупных аптечных сетей отказались покупать дешевые препараты до ста рублей. Ведь рентабельность продажи этих лекарств крайне мала.
В некоторых сетях ценники начинаются с двухсот рублей. Когда возникают вопросы об отсутствии тех или иных лекарственных средств, обоснования находятся — но легче ли от этого пациенту?
Некоторые события минувшего года — напротив, во многом положительные. Во второй половине 2021 г. начали появляться документы, определяющие порядок отпуска и назначения лекарственных средств, и аптеки смогли ознакомиться с той нормативно–правовой базой, которая будет действовать с 1 марта наступившего 2022 года. И наконец-то определился порядок прохождения периодической аккредитации: к концу минувшего года увидел свет приказ профильного регулятора.
Наверное, самое известное положение нового приказа Минздрава №1094н о порядке назначения лекарственных препаратов — это возможность заполнения рецептурных бланков на русском языке. На первый взгляд, кажется, что так будет проще. Но представьте, в какой ситуации окажется фармспециалист, если теперь в рецепте будет разбирать смешение русских и латинских букв, еще и написанное неразборчивым подчерком?
Справочники, которые применяются при выписке рецепта в электронном виде, действительно составлены на русском языке. И, возможно, изменения в правилах назначений — это попытка пойти по пути наименьшего сопротивления. Но, может быть, стоило просто доработать справочники и дополнить их латинскими наименованиями?
Латынь всегда была языком медицины — и это не просто формальность и дань традициям. Специалисту нужны знания, а не упрощенные подходы. И возможность быть искренне заинтересованным в своей профессии, а не механически выполнять функцию "торговца". Мы изучали латынь в институте. И должны ее учить уже в процессе повышения квалификации.
Да, рынок диктует многое, и приходится адаптироваться к тем условиям, в которых нужно выжить и успешно работать, но все же не надо забывать: наша специальность отличается от профессии продавца!
Что положительное можно отметить в приказе №1094н?
Если пациенту выдан неправильно оформленный рецепт, то руководитель медицинской организации обязан обеспечить своевременное переоформление документа о врачебном назначении. В предыдущих приказах, регулировавших сферу рецептурного отпуска, подобных положений не было. Отмечалось только то, что аптека должна оценить правильность рецепта и отправить пациента переоформить его. В результате процесс нередко затягивался, и больной не мог получить лекарство вовремя.
В рецепте теперь нужно указывать и путь введения лекарственного препарата.
В приказе №1093н о правилах отпуска лекарств вызывает вопросы так называемое "правило запрета на вскрытие вторичной упаковки". Дело в том, что в документе указано: если количество таблеток, капсул, саше и т.д. не кратно вторичной упаковке, фармацевт или провизор не вправе нарушать ее. Но тот же "сенаде" выпускается в упаковках по 500 таблеток, тогда как пациенту для лечения необходимо значительно меньше!
Этот приказ разрешил реализацию иммунобиологических препаратов индивидуальным предпринимателям (ранее им было запрещено работать с этим видом ассортимента).
Еще одно положительное новшество: ранее аптека должна была требовать, чтобы пациент приходил за иммунобиологическим препаратом со своим термоконтейнером. Теперь же фармспециалист вправе предложить приобрести такой контейнер в этой же аптеке, и тогда лекарство уже можно отпустить.
Стала комфортнее и процедура отпуска лекарств в жидкой форме, содержащих по объему более 15% этилового спирта. Рецепты на такие лекарственные средства больше не подлежат трехмесячному хранению.
И самый важный пункт — о препаратах для инкурабельного больного. Ранее требовали, чтобы, например, за обезболивающим средством приходил сам пациент. Но ведь он в тяжелом состоянии! Приходилось оформлять доверенность на кого–либо из родных… Теперь отпуск лекарств будет проводиться на основании справки о состоянии больного, которую выдает медицинское учреждение. Эту справку нужно просто передать в аптеку, и после этого можно получать необходимые препараты многократно и без дополнительных документов.
Руководителям аптек стоит обратить внимание и на новую редакцию Положения о воинском учете (изменения внесены 14 октября 2021 г.). Ведь аптечные специалисты относятся к числу военнообязанных — пусть и к категории запаса. Поэтому аптечная организация должна вести соответствующий учет и регулярно передавать сведения в военкомат по месту своей деятельности.
Что посоветовать фармацевтам и провизорам в 2022 году?
В первую очередь, провести подготовительную работу перед началом действия приказов 1093н и 1094н. Осталось чуть больше месяца, и за это время важно пересмотреть внутренние документы и стандартные операционные процедуры. Требует внимания и эксперимент по маркировке биодобавок, и грядущая обязательная маркировка бутилированной питьевой воды (напомним, она начинается с 1 марта наступившего года).
Плюс подготовка к плановым контрольно-надзорным мероприятиям: мы провели анализ структуры плановых проверок Росздравнадзора на 2022 год и хотели бы обратить внимание – в основном визиты контролирующих органов запланированы в те аптеки, где есть рецептурно-производственные отделы или имеется лицензия на отпуск наркотических, психотропных и сильнодействующих препаратов (то есть аптечные организации, отнесенные к категории чрезвычайно высокого риска).
И еще один вопрос: ранее была положительно решена задача дистанционной реализации препаратов безрецептурного отпуска. Сегодня регулятор поддерживает и дистанционную продажу рецептурных лекарств. Но каким образом аптека должна будет организовать хранение, если, например, из интернет-агрегаторов придут несколько лекарственных средств в одном пакете?
Вскрывать пакет нельзя, но при этом нужно обеспечить правильное хранение всех находящихся в нем препаратов. Это представляет сложность уже сегодня — ведь даже безрецептурные средства могут требовать разные температурные режимы. Неясно и то, какие рекомендации в данном случае должен дать контролирующий орган?
И как быть с фармацевтическим консультированием при доставке, например, рецептурных препаратов? Ведь доставка лекарства — один из видов его отпуска, а процедура отпуска должна сопровождаться консультацией специалиста. Пациенту необходимо рассказать, как правильно применять полученные препараты.
Сегодня как никогда важна задача вернуть аптеке статус учреждения здравоохранения. Де–юре мы относимся к торгующим организациям, а де–факто являемся важной частью помощи пациенту — ведь наша главная задача прямо связана с лекарственным обеспечением. Налоговые льготы для организаций, почетные звания и особенности расчета льготного стажа для специалистов — все это в нынешних условиях необходимо для сохранения доступности фармацевтической помощи. Реалии, в которых выживают аптека и ее сотрудники, очень и очень жесткие. И звание заслуженного провизора способно серьезно облегчить жизнь человека, отдавшего фармации многие годы и передавшего ценные знания нескольким поколениям младших коллег.
Очень хочется надеяться: когда-нибудь мы услышим, что мы — работники здравоохранения…