Матюха Оксана
Индивидуальный предприниматель (г. Москва)
Ответ на этот вопрос поможет понять многое: малое предпринимательство начинается в расчете на долгосрочную перспективу. Сам формат ИП предполагает фармацевтическое образование. Многие фармацевтические специалисты стали работать с этим форматом, получив ценнейший опыт заведования аптекой. Они понимают, чем живет аптечная организация. К тому же, именно малые аптечные предприятия часто гарантируют пациенту доступность лекарственной помощи: в каждом регионе множество таких мест, куда большая сеть попросту не придет. Среди них и ряд микрорайонов в крупных городах.
В сетевом формате не готовы работать и многие фармацевты/провизоры. Они ищут вакансии только в классической единичной аптеке. Такие предпочтения профессиональных кадров говорят об одном — формат индивидуальной аптеки важно сохранить. Он необходим — и посетителю, и самому фармспециалисту.
Но что мы видим сегодня?
Минувший год нанес сокрушительный удар по малым предприятиям. Речь об отмене специальных налоговых режимов. Чем обусловлено это решение? В чем взаимосвязь между маркировкой и ЕНВД (или же патентной системой налогообложения)? Как они друг на друга влияют? Чем маркировка помогает малому бизнесу подняться? Большая загадка.
В результате аптечные расходы по налогам (если речь о малых аптеках) выросли в 5 раз, а прибыль в связи с пандемией и открытием интернет–аптек упала как минимум до 15%. И любая аптека, работающая сегодня "в ноль", находится в подвешенном состоянии. Альтернатива проста: работать дальше или закрыться?
В 2019–2020 гг. был выдвинут ряд предложений по сохранению ЕНВД, но, к сожалению, они не были услышаны. А те времена, когда рентабельность аптеки могла как–то гарантировать завтрашний день, давно ушли в прошлое. Десять лет руковожу аптечной организацией как ИП, и только три года из этих десяти арендная плата, зарплаты сотрудникам и налоговые платежи (которые тогда были в пять раз меньше, чем сейчас) были той нагрузкой, о которой аптека могла не задумываться.
Аптечная сфера регулируется очень и очень строго. Необходимо соблюдать и правила розничной торговли, и нормы, установленные здравоохранением. В то же время, будучи важным продолжением медицинской помощи, помощь фармацевтическая льгот не имеет. Только зарегулированность со всех сторон — и нет даже налоговых послаблений. А они в нынешних реалиях — вопрос жизни.
Наши сотрудники гордятся тем, что много лет работают в одиночной аптеке. Мы смогли стать конкурентоспособными во всем — от зарплаты до ассортимента. И даже в пандемию, когда проходили внутренние аудиты нашей ассоциации (ААУ "СоюзФарма"), аудиторы замечали: "Вы одна из многих аптек, где замечаний нет, какой журнал ни откроешь, — соблюдается все"!
Но даже несмотря на это, сложившаяся ситуация день за днем проверяет нас на прочность.
Из огня да в полымя — так можно описать минувший год. Решали все по горячим следам. Есть сегодня проблема — ею и занимаемся. Все менялось стремительно. Буквально каждый день была новая информация. Справлялись своими силами, силами своих сотрудников.
Основные проблемы можно поделить на несколько групп. Первая из них — более жесткие условия у дистрибуторов. Аптечные рейтинги крупнейших оптовиков в 2020-м были во многом пересмотрены. На первом месте у многих оказалась компания, которая раньше по объемам сотрудничества занимала 3-5–е строки. Еще один из лидеров, напротив, сократил свое присутствие. По очень простой причине: в период пандемии дистрибутор заявил, что вначале обеспечивает лекарствами собственный интернет–агрегатор, а остальным аптекам — по остаточному принципу. Чтобы выжить, пришлось срочно пересматривать круг профессиональных взаимодействий.
Вторая группа — ассортимент. Неожиданно упал спрос на противовирусные препараты и многие популярные БАД, но и это не главное. Главным вопросом стало само наличие лекарственных препаратов, причем независимо от фармгруппы: не скажу, что ассортимент поменялся кардинально, но выпали очень многие группы наименований. Даже там, где мы не назовем это дефектурой. Дефектура — отдельный вопрос. Маленькой аптеке бороться с нею особенно трудно, иногда почти невозможно. Если у сети есть договоренности о поставках с производителем, то для индивидуальных аптек начинается "лотерея": успели заказать или, увы, нет.
Третья группа — конечно же, ценообразование. Стараемся держать цены на приемлемом для посетителя уровне. Но делать это приходится за счет понижения наценки.
Почему нужен такой инструмент?
Те лекарства, которые несколько месяцев назад были взяты "с запасом", сегодня появились у поставщиков по более приемлемым ценам. Отсюда и переоценка в минус. Иногда в минус от оптовой цены, по которой мы препараты и покупали. Таких наименований не так много, ведь одиночные аптеки более подвижны в принятии решений и могли закупать более осторожно.
Что это за препараты? Зависит не от марки и даже не от фармгруппы. Все решает дефектура. Появляется лекарство, которое исчезало на месяц или полтора, — закупаем партию, размер которой для малой аптечной организации не особенно приемлем. Но понимаешь, что в ассортименте это лекарственное средство необходимо.
Реализация может растянуться на несколько месяцев. И приходит момент, когда препарат, стоивший у дистрибутора тысячу руб., теперь стоит 800, т.е. прежний аптечный ценник становится уже неконкурентным.
В информировании о новых препаратах очень помогают фармацевтические производители. Да, мы все–таки маленькая аптека. Да, с фармпредприятиями мы работаем исключительно в формате медицинских представителей, но этот обмен полезными данными очень и очень важен. Он помогает вовремя узнавать о возникшей дефектуре, о появлении новых лекарственных препаратов. Словом, получить новые сведения или обновить те знания, которые могли забыться. Медицинский представитель все–таки необходим.
Мой прогноз на 2021–й?
Он однозначно пессимистичен, если не будет поддержки от регулятора и не будет понимания, что малый аптечный бизнес необходим. Как тот сегмент, который составляет конкуренцию более крупным форматам, а во многих случаях оказывается единственной гарантией лекарственной помощи для пациента.