24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Важно позаботиться о государственных и маленьких аптеках

Прежде всего, мы смотрим на то, каким образом пациенты, которые нуждаются в лекарствах, отзываются о работе аптек, особенно в сложные периоды. Как например, в пандемию.

Петров Александр
Руководитель подкомитета по обращению лекарственных средств, развитию медицинской и фармацевтической промышленности Комитета Госдумы по охране здоровья

И по обращениям, которые поступают от граждан, от производителей лекарственных средств, от аптечных организаций, из отчетов федеральных ведомств виден ответ на главный вопрос: как обеспечивает государство доступность лекарственных препаратов? На самом деле это вопрос многогранный.

Ситуация, которая есть сегодня в аптеках, абсолютно точно ведет к снижению конкуренции и монополизации. По факту это навязывание аптечными сетями правил игры и постоянное повышение цен. Естественно, это возмущает граждан.

Стали изучать ситуацию более детально и оказалось, что в правовой базе еще много пробелов. Например, не определено, что такое аптечная сеть. В подзаконных актах она иногда упоминается, но в законах определения нет. Было важно сформулировать его.

Конечно, сегодня наш законопроект — это первая "проба пера", первое чтение. И предложенное в нем понятие нуждается в уточнении. Мы пока «отложили в сторону» понятие аптечных ассоциаций, которые по своей структуре очень похожи на аптечные сети: у них общие коммерческие интересы, координация бизнес-процессов... Пока не знаем, что с этим делать. Будем наблюдать. Может быть, пока в нашем законопроекте этот вопрос не затронем, но вначале станем изучать его вместе с пациентскими организациями и, естественно, с представителями аптек и аптечных сетей.

Нам бы хотелось, чтобы аптечные сети не выдавливали с рынка маленькие аптеки, которые изначально проигрывают по возможности получения лекарственных препаратов. Ведь с маленькими аптеками никто из крупных дистрибуторов не хочет иметь дела. И в целом у них гораздо больше проблем, чем у аптечных сетей. Но нам их — единичные аптеки — надо сохранить!

Нам надо сохранить и государственные аптеки. Потому что для нас аптеки — это социальное благополучие граждан, это вопрос номер один. Несмотря на все сегодняшние реалии, это не просто бизнес — это социально ответственный бизнес. В приоритете стоит вопрос качества жизни людей и доступность лекарственных препаратов.

Еще одно понятие, которое необходимо сформулировать,передвижной аптечный пункт. От жителей труднодоступных и малонаселенных районов к нам приходит огромное количество обращений. Большинство из них — о невозможности получить и даже купить нужное лекарство. Проблема не решается.

Вопрос о пространственной стратегии, поставленный нашей рабочей группой еще в 2019 г., действительно крайне важен. Но пока не получается убедить коллег в том, что его нужно включать в нормативную базу.  Потому что крайне важно доставить лекарство каждому гражданину независимо от места проживания.

Конечно, появилась масса «пилотных подходов» к вопросу о реальной доступности лекарства. Прежде всего, закон о дистанционной торговле лекарственными препаратами и инициативы насчет включения в эту работу Почты России. Если она получит оптовую лицензию, то сможет вести доставку лекарств в труднодоступные и малонаселенные районы.

Но вопрос с лекарствами — не в том, что почтальон донесет эти лекарства до адресата!

Ряд препаратов — да, возможно. Но ведь некоторые лекарственные средства требуют специальных температурных режимов. Поэтому и вводим такое понятие (а точнее, еще один способ сделать лекарства доступнее) — "передвижной аптечный пункт". На наш взгляд, создать автомобили, оборудованные холодильниками с возможностью установить температурные режимы для хранения фармпрепаратов, задача решаемая. Я уверен, что это технически возможно.

В "пилотном режиме" сейчас работаем и с фельдшерско-акушерскими пунктами, чтобы в них открывались аптечные отделы и они могли реализовать определенную номенклатуру лекарственных препаратов. Сегодня ФАПы сотнями восстанавливаются во многих регионах. Нам нужно отладить схему их работы как учреждений первичной медицинской помощи. Для того чтобы они могли в т.ч. осуществить маршрутизацию пациентов в специализированные учреждения, городские или районные поликлиники. Чтобы человек не оставался без лечения только из-за того, что живет в маленьком поселке.

А еще мы видим, что ряд регионов начал развивать работу государственных и муниципальных аптек и аптечных пунктов, чтобы они могли нашим льготным категориям граждан выдавать лекарственные препараты рецептурного плана. Нам нужно особенно защитить граждан пенсионного возраста, инвалидов, малоподвижных пациентов... Даже Президент России обратил на это внимание.

Но, к сожалению, пока еще не можем завершить согласование вопроса: как будет происходить выдача лекарственных препаратов льготным категориям граждан? Надо максимально упростить процесс для гражданина и решить задачу организационно, но на это потребуется определенное финансирование. Я уверен, что депутаты Госдумы за это финансирование проголосуют.

Многие регионы выделяют и из своих региональных бюджетов средства на содержание таких фактически социальных аптек. Социальных потому, что они никогда не принесут финансовую прибыль. Во–первых, там мало населения; во–вторых, у людей сниженная покупательская способность. И задача одна — поддерживать жизнь таких аптек из областного бюджета.

Мы очень благодарны тем регионам, которые включились в эту работу. Доступность лекарств определяется совместной работой федералов, субъектов и муниципалитетов. А сегодня в льготном лекобеспечении есть гигантская проблема: если раньше препаратов не было, то сейчас огромные запасы лекарств находятся на складах. Полностью выделено финансирование на закупку этих лекарств, и остается нерешенным вопрос в отыгрывании конкурса и доставке этих лекарств, а это управленческая задача.   

Даже по льготным рецептам месяцами не привозят лекарства, в т.ч. федеральным льготникам. Сейчас нахожусь на Дальнем Востоке, проводил прием граждан: все жалобы до одной — на отсутствие лекарств. Нет инсулина, нет онкопрепаратов, нет лекарств, необходимых пациенту на диализе... Были и пациенты, которые принесли рецепты за 4 месяца! Лекарства по ним так и не получены.

Сам проехал по аптекам ряда населенных пунктов на Дальнем Востоке. Спрашивал элементарные лекарства: большинства нет в ассортименте. Спросил и о "льготных" препаратах: можно ли купить у вас за деньги те наименования, что значатся в рецептах? Но ответ был одним и тем же: у нас их нет. Один–единственный лекарственный препарат из льготного списка нашел в аптеке за деньги. Все!

Даже за деньги нельзя приобрести...

Как можно жить, например, без инсулина?

И если один диализный пациент пришел с вопросом об эритропоэтинах — значит, это проблема не одного человека. Значит, это проблема всех пациентов.

Может быть, социальным аптекам нужны не льготы, а конкретное финансирование на конкретную работу. Это же работа! Выполнение фармацевтической деятельности в удаленных и труднодоступных районах. Надо понять только, за счет какого бюджета будет происходить оплата. Ведь это выездные бригады, это расстояния, это бензин, это зарплаты. Если сказать "давайте включим в цену лекарства", это будет за счет граждан. Это неправильно.

Как раз в Еврейской АО на Дальнем Востоке мне показали подходы к развитию социальных муниципальных аптек — через открытие аптечных пунктов в небольших селах. Я поддерживаю эту идею. Конечно, это головная боль для областного бюджета, но это абсолютно правильное решение. Есть запрос от граждан - власти нужно исполнять. И регион пошел по этому пути, выделил это финансирование.

Проект пока на старте: сейчас выделено финансирование на ремонт помещений, на открытие и лицензирование аптечных пунктов. У них только начало пути, но они правильно пошли.

Что касается острого вопроса о маркетинге: не так давно встречался с аптечными сетями. И говорил: "Пожалуйста, не "зажимайте" молодых, новых российских производителей, не выставляйте им безумных входных билетов". Ведь стоимость маркетингового соглашения, по сути, входным билетом и является. А сейчас крупные сети называют цифры в 6 миллионов, в 10 миллионов...

Очень хотелось бы, чтобы отечественный производитель имел такое же право, как иностранный. Я предлагал аптечным сетям самим выдвинуть приемлемые варианты работы с фармпроизводствами. И ни одного предложения!

Почему российским заводам, которые только-только встают на ноги, крупные сети предлагают отсрочку платежа до шести месяцев? В сети все эти полгода оборачиваются деньги, а как все это время будет жить производство? Почему не учитывают его интересы?

Да, маленьким аптекам продолжительная отсрочка необходима. Но так поступают крупные сети из первых строк в аптечных рейтингах. Зачем устанавливать такие сроки в условиях пандемии, когда лекарства сносят с полки, едва они успеют прийти?

Мы пытались предложить крупным сетям: договоритесь сами, внесите предложения, мы вам доверяем. Если приемлемые договоренности достигнуты, в законодательном ограничении необходимости нет. Хочется верить, что ко второму чтению действия по маркетинговым договорам будут хотя бы отчасти скоординированы...

Обсуждали мы и вопрос по монополизации: какую часть аптечного сегмента монополизировать допустимо? Вначале звучало предложение о 25%. Сейчас решили остановиться на отметке в 20%. Нам нужна справедливая честная работа в этом сегменте. Это социальная ответственность.

Да, говорят, что это правило обойдут. Да, понятно, какие пути возможны. Но нельзя просто смотреть, как на пять-шесть процентов в год увеличивается монополизация аптечного рынка. Мы должны защищать наших граждан!

Вопрос про льготы для аптек тоже звучал на заседаниях рабочей группы. Маленькие аптеки уже получили сокрушительный удар — когда закончилось действие ЕНВД. Часть из них не пережила эту ситуацию...

Безусловно, закон еще спорный во многих моментах. Надо еще многое обсудить, постараться найти компромиссное решение. Очень надеемся на конструктивную работу в рабочих группах при подготовке ко второму чтению. Но и молчать мы тоже не можем. Потому что это неправильно.

Люди сегодня действительно обращают внимание на вопросы здоровья. А мы как власть обязаны обеспечить и конституционное право на здоровье. Мы же приняли изменения в Конституцию, мы же подчеркнули, что государство отвечает за здоровье и жизнь гражданина!

В законопроекте мы попытались установить баланс интересов между производителем, аптеками и нашими гражданами — покупателями-пациентами. По итогам первого чтения мы видим, что баланса пока не нашли. Есть масса критики по тексту законопроекта, но мы чувствуем, что концептуально, в целом «нащупали» верное направление.

Критика идет в основном от аптечных сетей. Часть критики — от органов исполнительной власти: сформулированы четкие и понятные рабочие вопросы, которые необходимо будет обсудить в рабочей группе. То есть задача еще не решена. Вопрос будет детально обсужден, прежде чем мы выйдем на второе чтение.

Специализированные
мероприятия