Вернуть аптеку здравоохранению — жизненно важно
Литвинова Мария
Исполнительный директор ААУ "СоюзФарма", вице–президент "НП "ОПОРА"
Однако в любой национальной экономике есть направления, применительно к которым данные принципы не действуют — или же действуют крайне ограниченно. Примеры таких направлений — медицинская и фармацевтическая помощь.
Не только в сельской местности, но и во многих небольших городах (не являющихся районными или областными центрами) продолжает сокращаться количество аптек. Причина, как говорится, "лежит на поверхности": рентабельность работы аптечной организации в таких населенных пунктах стала падать. Долго ли сможет предприятие проработать себе в убыток?
Между тем, более крупные аптечные сети в маленький городок или поселок просто-напросто не придут. А проблема все та же — нерентабельность. Для целого ряда районов по всей нашей стране малые аптечные организации остаются единственной гарантией лекарственного обеспечения (далеко не всегда эти районы — отдаленные: речь может идти о городе–спутнике крупного райцентра, насчитывающем 20–30 тыс. жителей).
Возможно ли решение данного вопроса при помощи рыночных механизмов? Ответ вновь очевиден, и он отрицательный. Именно поэтому исключительно важна поддержка малых и средних предприятий во всех регионах России. В то же время уже с 2020 года от Калининграда до Камчатки закрывается множество аптечных организаций. Причина тому — рост экономической нагрузки. В первую очередь, налоговой: после отмены ЕНВД размер обязательных налоговых платежей для аптечных предприятий вырос в 3–10 раз.
Сегодняшняя сложная ситуация увеличивает издержки аптечных организаций еще стремительнее. Они приближаются к критическому уровню — и, по ряду прогнозов, многие небольшие аптеки уже не переживут май и июнь.
Понимая данную проблематику, ААУ "СоюзФарма" разработала ряд инициатив по поддержке предприятий МСП. Часть их возможно применить одновременно на уровне всей страны, еще часть — выполнить силами отдельного региона. Расскажу вначале о первой группе предложений.
Необходимы, в первую очередь, льготные налоговые режимы для малых и средних предприятий, а также повышение порогов применения УСН до 600 миллионов рублей. Ведь выручка и доход — понятия разные. Поэтому расширение рамок упрощенной системы поможет предупредить закрытие многих небольших организаций, в особенности небольших аптек.
Установить предельный допустимый размер процентной ставки за услуги эквайринга для малых и средних предприятий также необходимо. Данная мера сегодня принята в качестве временной, но ее необходимо сделать постоянной. Кроме того, в данном случае важны не только абсолютные, но и относительные цифры: значение в один процент все еще чрезмерно для небольшой организации (тем более с учетом ее теперешней финансовой нагрузки). Риски закрытия таких предприятий остаются высокими.
Необходим также анализ и пересмотр правил по перерегистрации и модернизации контрольно–кассового оборудования — в особенности по вопросу о замене фискальных накопителей, а также по программному обеспечению ККТ. Обязательная маркировка лекарств кратно увеличила данную сферу расходов аптеки.
Перейдем к инициативам регионального значения. В конце марта с.г. обращения с предложениями об их рассмотрении были направлены нами главам всех 47 регионов, где представлено наше объединение. Речь идет о таких мерах поддержки, как:
- рассмотреть вопрос о льготных налоговых ставках для малых и средних предприятий, включая аптеки (приемлемыми для аптечной организации будут значения УСН "доход минус расход" — 5% и УСН "доход" — 1%; многие действующие в регионах ставки сегодня значительно выше данных цифр);
- проанализировать размеры оптовых и розничных надбавок к предельным отпускным ценам на лекарства Перечня ЖНВЛП и по возможности пересмотреть их в сторону увеличения. На долю данных препаратов приходится около 60% аптечного ассортимента, и сегодня рентабельность работы аптеки с такими препаратами становится отрицательной. А это вновь увеличивает риск закрытия небольших аптечных организаций;
- снизить до 0,5% ставку налога на имущество для малых и средних предприятий;
- установить "арендные каникулы" для небольших организаций;
- по возможности, рассмотреть еще ряд мер поддержки предприятий МСП в сегодняшней непростой ситуации.
На сегодня нами получены ответы более чем из тридцати регионов. Часть их готова рассмотреть дополнительные меры поддержки — хотя бы частично. Часть обращает внимание на недостаточность региональных бюджетов. Но хотела бы отметить наиболее интересный аргумент против дополнительной поддержки аптечных организаций: в одной из областей Центральной России подчеркнули, что чрезмерной нагрузкой для областного бюджета станут льготы для… предприятий торговли. Между тем, в регионе уже установлены пониженные ставки УСН для десяти сфер деятельности, среди которых есть и сельское хозяйство, и здравоохранение. Т.е. те отрасли, от которых напрямую зависит человеческая жизнь.
Де–факто фармацевтическая помощь — это именно деятельность в сфере здравоохранения. Однако современный код ОКВЭД говорит обратное. Из–за такой классификации многие не замечают самого главного: от работы аптечных организаций зависит здоровье населения — а, стало быть, и результаты всех остальных отраслей экономики. А незначительное снижение налоговых поступлений (рентабельность аптеки очень и очень мала, поэтому уменьшение процента отчислений в абсолютных цифрах будет крайне низким) многократно компенсируется теми благами, которые дает доступная и своевременная лекарственная помощь населению. И мы продолжаем обращать внимание на данные факты.
Правовой статус аптечной организации — не просто формальность. А вопрос о возвращении аптеки в систему здравоохранения жизненно важен не только аптеке. И даже не только врачу. Он жизненно важен каждому из нас.