Лебедев Виталий
Директор ООО "Спектр Плюс" (г. Тула)
Многие аптечные сети выходят из положения так: предоставляют услугу "бронирования" лекарственных средств через Интернет, т.е. клиент бронирует препарат на сайте, а в аптеке может забрать свой заказ. Кто–то и вовсе продает лекарственные средства через Интернет, что запрещено законодательно.
Также возникает множество вопросов с маркировкой лекарственных средств. На сегодняшний день вопросов намного больше, чем ответов.
Понятно, что работа в этом направлении ведется, но у фармацевтического сообщества нет исчерпывающих ответов на многие вопросы, также недостаточно нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу.
Аптечные организации, кроме лекарственных препаратов, имеют право осуществлять продажу другой продукции, но с определенными ограничениями. В соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать:
- медицинские изделия;
- дезинфицирующие средства;
- предметы и средства личной гигиены;
- посуду для медицинских целей;
- предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет;
- очковую оптику и средства ухода за ней;
- минеральные воды;
- продукты лечебного, детского и диетического питания;
- биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства;
- медицинские и санитарно–просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
На сегодняшний день этот список устарел и ему нужна корректировка. Потому что, например, простую питьевую воду, жевательную резинку, средства от комаров и др. аптечные организации продавать фактически не имеют права.
Что касается проверок, то они чаще всего выявляют следующие нарушения.
Первое — условия хранения не соответствуют требованиям, которые указаны на вторичной (потребительской) упаковке.
Как правило, проверяющие органы обращают внимание на препараты, у которых температурный режим с маленьким разбросом температуры. Например, масло льняное — температура хранения 18–20°С, но его и в холодильник не положить, а в аптеке на полке температура не всегда соответствует данным параметрам.
Есть также определение — "сухое прохладное место". Но сухое — это до 40% влажности, а прохладное — это +8–15°С. Соответственно, это холодильник, но в нем высокая влажность, а измерить ее в холодильнике проблематично.
Второе "популярное" нарушение — аптека размещает лекарственные средства без учета физико–химических свойств, фармакологических групп и способа применения (внутреннее, наружное).
Третье — аптека не ведет учет лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией.
И четвертое — отсутствие лекарственного средства из перечня минимального ассортимента.
Бывают такие случаи: небольшая аптека непосредственно перед проверкой продала последнюю упаковку из данного перечня. Таким образом, при проверке устанавливается факт, что аптека не соблюдает минимальный ассортимент, и ее, правильно, штрафуют.
В данном случае аптечному сотруднику приходится делать выбор: либо отпускать препарат, либо не продавать последнюю упаковку, т.к. в случае проверки будет наложен штраф.
Штрафы чаще всего налагаются при проверках Роспотребнадзора, когда берутся образцы БАД на анализ на бактериальную обсемененность. Аптека, соблюдая температурно-влажностный режим в помещении, не имеет возможности проверить по всем позициям, с какой обсемененностью привезли БАД.
Вполне может быть, что при хранении, перевозке производителем до складов дистрибутора или перевозчиком где-то могли быть нарушены условия хранения.
Но в случае, если анализ покажет нарушение показателей по обсемененности, — платит штраф опять же аптека!
Как аптечный работник может это предотвратить или выяснить? По документам качества? Там написано — "все в пределах нормы". Значит, никак!
К сожалению, чтобы исключить в аптеке весьма распространенные нарушения и штрафы при отпуске рецептурных препаратов, необходимо всем, подчеркиваю еще раз — всем врачам выписывать пациентам рецептурные препараты на соответствующих рецептурных бланках, а не на "блокнотных листах" или "обрывках тетрадей", как бывает очень часто.
Это не только ведет к конфликтам работников первого стола и пациента, не только ставит под вопрос лечение человека... Всю ответственность за нарушение соответствующих приказов Минздрава медицинскими работниками возлагают опять же на аптеку.
Сегодня количество контролирующих органов, которые могут проверить аптеку, достаточно велико: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Прокуратура, МЧС, МВД, ФНС и другие мелкие. Каждый из проверяющих рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, зачастую проверки бывают комплексные.
У нас очень обширная нормативно–правовая база, поэтому аптечному предприятию приходится уделять много времени и ресурсов для исполнения законодательства. А учитывая то, что изменения в законодательстве идут постоянно, тратится дополнительное время на изучение этих изменений.
У аптечного предприятия другого выбора нет — ведь не важно, почему в аптеке есть то или иное нарушение. Накажут все равно аптечную организацию или ее сотрудника.
Так уж исторически сложилось: во всем виновата аптека.
Безусловно, профессиональные ассоциации позволяют нам получать необходимые разъяснения от государственных органов по вопросам применения различных норм законодательства.
А также быть в курсе предполагаемых изменений в законодательстве, высказывать свою точку зрения, обсуждать проблемы и находить способы их решения, повышать свою квалификацию и расширять свой кругозор. Наличие таких организаций жизненно необходимо для аптеки...
Очень хотелось бы, чтобы государственные организации, совершая изменения в законодательстве, сразу давали четкие разъяснения по их применению. Фармацевтическим работникам было бы легче руководствоваться ими в своей работе.