08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Вопрос не в ассортименте, а в налоговой нагрузке аптеки

Расширение нелекарственного ассортимента лично для меня только увеличит затраты дополнительных ресурсов на проработку тех или иных решений.

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма", г. Рязань

В данном вопросе априори понятно, что крупные сети с большим штатом сотрудников воспользуются данной возможностью в большей мере, чем мы, и тем самым создадут дополнительное конкурентное давление.

Считаю существующие возможности достаточными — и, к тому же, еще не реализованными в полной мере. В большинстве аптек ассортимент лекарств и парафармацевтики достаточно ограничен, но это именно то, что привычно для посетителя, необходимо ему и потому востребовано. Не уверен, что сейчас стоит существенно менять регулирование для нелекарственной части аптечного ассортимента.

Фармацевтической отрасли жизненно необходима стабильность правил. Аптекам нужны хотя бы три–пять лет без регуляторных изменений, чтобы можно было действительно адаптироваться и проработать уже существующие требования.

Если говорить не о номенклатуре нелекарственного ассортимента, а о спросе на него, то кардинально здесь ничего не меняется. Мы смотрим в эту сторону, периодически предлагаем посетителям новые продукты из новых категорий, которых в наших аптеках раньше не было. Например, витаминизированные облепиховые чаи, зарегистрированные как биодобавки. Или некоторые марки лечебной минеральной воды. Данная работа — очень сложная. Да, она приносит свои плоды. Однако пока соотношение "ресурсы/результат" слабо положительное. Это для нас "игра в долгую".

Ассортимент минеральных вод, кстати, "сворачиват"» не планируем. Старт маркировки отдельных видов нелекарственного ассортимента — еще одна задача, с которой нужно справиться. Ситуацию с маркировкой другой востребованной продукции — биодобавок — оценить пока не можем: в данном эксперименте наши аптеки не участвуют. Что ж, адаптируемся, как всегда. Что бы ни случилось — под все подстроимся… Главное, чтобы все были в равных условиях. Если "Честный знак" "лежит", то он у всех "лежит".

Разработчики программного обеспечения, на котором мы ведем фармдеятельность, — "Смартаптека" — всегда оперативно прорабатывали вопросы, связанные с маркировкой, выдавали обновления вовремя. Тут мы на них очень рассчитываем, и пока все работает четко. Дадут требования — они все сделают. А мы включим в свои рабочие процессы.

Что касается торговли биодобавками в супермаркетах: потребление, конечно, это расширило, но в данном вопросе действительно нужна регуляторика. В силу специфики современной ситуации очень многие БАД — это, по сути, лекарства, с теми же действующими веществами в тех же дозировках. Наверное, стоит разграничить такую продукцию от биодобавок в классическом понимании вопроса — дополнительных источников витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

В заключение еще раз подчеркну: расширение нелекарственного ассортимента — не единственный, не первостепенный и далеко не самый результативный способ поддержать аптечные организации. Очень тяжелым бременем на фармацию легло повышение налогов: сначала переход с ЕНВД на УСН, потом, для многих небольших аптечных сетей, с УСН на ОСНО. Даже при минимальных уровнях прибыли (а они в нашей отрасли именно такие) за счет налога на добавленную стоимость экономическая нагрузка аптеки очень велика. Рецепт здесь один: поддержать "малышей" за счет некоторого расширения лимитов по УСН — не 150/200, а, допустим, 300/350 миллионов рублей. А то получается, что выручка у аптек есть, а доходов–то нет. Приходится отдавать последнее.