27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

Вопрос о статусе аптеки возник из-за юридического казуса

Дефицит квалифицированных кадров в медицине и фармации можно назвать не только проблемой российского здравоохранения, но и в целом общемировой тенденцией. Решение этой задачи — скорее в экономической плоскости, нежели в правовой. Нормативные акты здесь лишь облекают в правовую форму принятые экономические решения.

Кубрина Таисия
Юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение" компании "Пепеляев Групп"

Дефицит квалифицированных кадров в медицине и фармации можно назвать не только проблемой российского здравоохранения, но и в целом общемировой тенденцией. Решение этой задачи — скорее в экономической плоскости, нежели в правовой. Нормативные акты здесь лишь облекают в правовую форму принятые экономические решения.

На законодательном уровне последние несколько лет делаются шаги для восполнения недостатка кадров в медицине и фармации. Для отдаленных территорий и сельских поселений вводят программы по поддержке переселенцев, например, госпрограммы "Земский доктор" и "Земский фельдшер". На их финансирование в ближайшие три года планируется выделить 18 млрд. рублей.

Государство отдает приоритет в лекарственном обеспечении сельских территорий ФАПам. Работать в таких структурных подразделениях больниц могут медики, прошедшие повышение квалификации по работе с лекарственными препаратами. С экономической точки зрения, рациональное зерно для такого решения, безусловно, есть. Наличие в малых населенных пунктах медицинского работника — первая необходимость. А расширение его должностного функционала даст больницам возможность экономить ресурсы, выполняя свои основные задачи.

Структурные изменения произошли в образовательном процессе. В августе 2022 года Правительство дало студентам последних курсов по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия" и "Стоматология" возможность начать работать фельдшерами в скорой помощи. В фармации же вектор кадровых потребностей постепенно смещается в сторону специалистов со средним образованием. Этому в том числе способствует недавнее сокращение срока обучения по специальности "Фармация" в колледжах — до 1 года 10 месяцев. Уже через два года фармколледжи выпустят специалистов, прошедших обучение по этой сокращенной программе.

Также в августе один из фармацевтических журналов сообщил о запрете Минздрава вузам принимать в ординатуру "целевиков", не исполнивших обязанность по трехлетней отработке в организации, направившей специалиста. Законность такого распоряжения может быть поставлена под сомнение. Правоотношения по целевому набору регулируются договорными аспектами права, поскольку возникают между сторонами договора (больницей и врачом), и вопросы расторжения такого договора лежат в гражданско–правовой плоскости. Обучение же в ординатуре регулируется в административном порядке и направлено, в первую очередь, на реализацию конституционного права гражданина на получение образования. Поэтому отказ от приема на обучение не должен нарушать гражданских прав и должен соответствовать законодательству об образовании.

Экономическая составляющая лежит и в основе повышенной нагрузки медицинских и фармацевтических работников. Медики, фармацевты, провизоры вынуждены работать в несколько смен или совмещать несколько ставок, чтобы повысить уровень своего дохода до приемлемых значений. Однако здесь нужно провести разделение. Большая часть медицинских специалистов работают в государственной системе здравоохранения и уровень их зарплат зависит от финансирования всей системы и нормативов, установленных законодательством. Медицинское сообщество уже несколько лет ждет реализации пилотного проекта по пересмотру этих нормативов. Минздрав планирует внести предложения по изменению системы оплаты труда медиков в проект бюджета на 2023 год.

Провизоры и фармацевты сегодня – напротив, представители "частного сектора", и их зарплаты регулируются рыночными механизмами и мало подвержены влиянию извне со стороны нормативного регулирования. Исключения касаются минимальных сумм, которыми гарантированно должны обеспечивать работодатели в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Другой причиной дефицита кадров в настоящее время выступает загруженность персонала и его эмоциональное выгорание, связанное с большим количеством "бумажной" работы, оформлением документации, отчетов, справок и т.д.

Здесь необходимо отметить, что ведение документации — не только бремя, но и в какой-то степени защита мед– или фармспециалиста. Проверяющие в рамках контрольно–надзорных мероприятий сегодня, в первую очередь, ориентируются на документы. Их правильное оформление в большинстве случаев позволяет избежать штрафов и других административных издержек.

Дискуссии на тему, относятся ли аптеки к области здравоохранения, ведутся уже несколько лет. По данным опроса, проведенного в декабре 2021 года порталом "Фарма РФ", более 80% аптечных работников высказали пожелание официально стать частью системы здравоохранения.

С правовой точки зрения аптеки (в зависимости от организационно–правовой формы) являются частью государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения. Об этом прямо говорится в соответствующих положениях ст. 29 ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". К слову, аналогичное правовое положение было у аптек и в предыдущем законе (ст. 12-14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. №5487-I).

Сумятицу, как это часто бывает, вносят подзаконные акты. Проблемы с определением ключевой профессиональной сферы появились у аптек с принятием в 2014 году Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014. Аптеки и фармдистрибуторы попали в раздел G классификатора, где утверждены коды для торговых организаций. Для больниц и других медицинских учреждений выделили самостоятельную группу "Деятельность в области здравоохранения".

"Де юре" ОКВЭД 2 введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 №14-ст. Это значит, что по юридической силе он уступает федеральному закону. Но, к сожалению, когда дело доходит до реального правоприменения, специалисты "на местах" ориентируются именно на коды ОКВЭД, а не на вышестоящие правовые акты.

Поскольку проблема фактически возникла из–за юридического казуса, то и ее решение должно лежать в юридической плоскости. Код 86.90.9 "Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки" ОКВЭД, в целом не противоречит ФЗ-323, и можно пытаться добиваться его применения либо обращаться в суд.  Другой, более длительный путь — внесение изменений в действующие акты, но с учетом позиции Минэкономразвития вероятность внесения поправок в ОКВЭД невелика.

Куда более перспективным, по нашему мнению, будет учет правового положения аптек как части системы здравоохранения при подготовке актов, устанавливающих те или иные преференции.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma