Вопрос — ответ специалистов
Препарат очень дорогостоящий, поэтому медицинское учреждение не может его назначить. Иных подходящих пациенту схем лечения, предусмотренных клиническими рекомендациями, нет, уже все перепробовали. Правомерен ли отказ со стороны медицинской организации в назначении лекарственного препарата, который просит назначить пациент?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинская организация, решая вопрос о назначении пациенту того или иного лекарственного средства или, наоборот, отказывая в его назначении, не может руководствоваться таким критерием, как стоимость препарата. В данном случае следует исходить, в частности, из жизненных показаний и необходимости спорного лекарства конкретному пациенту. Вопрос о назначении лекарства решается врачебной комиссией медицинской организации, в которой проходит лечение пациент.
Обоснование вывода:
1. По общему правилу медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, в том числе на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее — Закон №323). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37 Закона №323), действующей в соответствии с Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 №502н.
По нашему мнению, поскольку, как следует из условий вопроса, пациент не отвечает на лечение лекарственными препаратами, назначенными в рамках установленных стандартов медицинской помощи, то есть фактически имеются жизненные показания к иному лечению (иными лекарственными средствами), у медицинской организации, в которой он проходит лечение, есть основания для создания врачебной комиссии и решения вопроса о наличии медицинских показаний для назначения лекарственного препарата, который может поспособствовать появлению положительной динамики.
2. Частью 1 ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Аналогичное правило закреплено и в ч. 2 ст. 19 Закона №323.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее — ПП №890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В этот перечень включены и онкологические заболевания, при лечении которых пациенты имеют право на бесплатное обеспечение всеми предназначенными для этого лекарственными средствами без каких-либо исключений (не только включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов или содержащимися в клинических рекомендациях или стандартах медицинской помощи).
Из п. 4 ПП №890 следует, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, стоимость назначаемого препарата в рассматриваемом случае не может приниматься во внимание, поскольку:
а) онкологический пациент во время лечения основного заболевания имеет право на обеспечение всеми лекарственными препаратами без каких-то исключений, в том числе и теми, которые были назначены ему решением врачебной комиссии, независимо от его закупочной стоимости;
б) медицинская организация не приобретает лекарственные средства за свой счет, лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
Предлагаем также ознакомиться с решением Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 21 июля 2017 г. по делу №2-2566/2017; определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2018 г. №57-КГ18-13; апелляционным определением СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 31 октября 2017 г. по делу №33-5163/2017.
Рижская Мария, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ