Возможны ли инновации без участия науки?
Не могу что-либо сказать о затратах на разработку инновационных препаратов, но регистрация дженерика в настоящее время требует от 2 до 3 лет работы и от 15 до 20 млн. руб. вложений, а разработка биосимиляра в группе моноклональных антител — до 7 лет и в среднем около 1,5 млрд. руб.
Наша компания сосредоточена на выпуске дженериков и биосимиляров. С 2020 г. мы разработали рецептуру и успешно прошли госрегистрацию для более чем 150 препаратов, список очень велик и не представляется возможным рассказать обо всем, что начали производить. В наших планах нет проектов, позволяющих заявить о планах по производству оригинальных лекарственных средств. Хотя тут, во избежание спекуляций, необходимо пояснить, что таковыми мы считаем инновации в создании новых молекул. Новые подходы в разработке оригинальных форм или какие-либо продукты, включающие в себя комбинации существующих химических соединений (пусть и ранее неизвестные), с нашей точки зрения инновационными уже не являются.
Хотел бы также подчеркнуть, что инновации (да и создание качественных биосимиляров и дженериков) едва ли возможны без научной составляющей, без взаимодействия с исследовательскими организациями и высшей школой. Этот принцип стараемся применять на практике, сотрудничая со многими медицинскими университетами в актуальной для всех предприятий фармотрасли области — вопросах поиска талантливых специалистов. В ближайшее время на базе Самарского государственного медицинского университета планируется даже открытие нового факультета, который будет ориентирован на задачи «Озон Фармацевтики».