Бывает, что все варианты хорошие, но один из них немножко лучше. Или наоборот: все варианты плохие, но какой-то – похуже. Мы всегда выбираем из нескольких зол наименьшее. Сегодня принципиальный вопрос информатизации здравоохранения – контроль над финансовой стороной процесса. Необходимо следить, чтобы средства, которые выделяют на информатизацию, направлялись туда, куда необходимо, а не на придуманные вопросы.
Вопрос, как защитить электронную медицинскую документацию от исчезновения данных (например, из-за того, что их «стер» компьютерный вирус), не должен рассматриваться как аргумент против информатизации здравоохранения. Сегодня это далеко не главная проблема, т.к. существуют различные системы резервирования, позволяющие копировать и хранить электронную информацию во многих вариантах. По этой причине защита информации является техническим, а не принципиальным вопросом.
Странно, что против бумажной медицинской документации таких доводов не приводят. Почему люди не боятся, что в поликлинике может произойти пожар и в регистратуре сгорят карты? По какой причине многие уверены, что бумажные документы не воруют и не изымают? Регистратуру медицинской организации посещают десятки людей, а сведения о пациентах никак не защищены. Бумажные документы постоянно теряют. В результате врачи бегают по всей поликлинике, спрашивают, где карточка пациента, явившегося на прием, и тем самым отнимают время у коллег. Вместо того чтобы заниматься больным человеком, доктор отвечает на вопросы «А где карточка такого-то?», «Скажите, а медкарта Иванова не у Вас?» И так происходит каждый день. Если кто-то заинтересуется чужой медкартой, что мешает ему дать медсестре шоколадку и спокойно прочесть интересующий документ?
Сложности, с которыми можно столкнуться в процессе информатизации здравоохранения, далеко не уникальны. Банковское дело уже давно перешло на компьютеры и продолжает функционировать в электронном режиме, несмотря на многочисленные риски. На дорогах происходят аварии, но никто не предлагает отменить езду на автомобилях. Все усилия направляются на то, чтобы совершенствовать правила дорожного движения.
Электронный документооборот позволяет избежать тех проблем, которые часто происходят с медкартами в регистратуре. Электронная история болезни потеряться не может. Если она все-таки исчезла – это уже чрезвычайное происшествие. А потерять бумажный документ среди тысячи других – в порядке вещей.
Проблема в том, что мы чрезмерно трепетно относимся к медицине. И поэтому сравниваем переход на электронную медицинскую документацию не с реальным положением в здравоохранении, а с абстрактной идеальной ситуацией. Реальный выбор таков: одна система документации близка к идеалу на 90%, другая – на 30%. И получается, что систему, на 90% близкую к совершенству, мы принимать не хотим. Требуем только вариант, идеальный на 99,9%, – не меньше. А то, что сейчас работаем в системе, близкой к идеалу на 30%, – так это не страшно. Мы привыкли. В том числе к тому, что регулярно теряют медицинские карточки.
Что касается Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), на сегодняшний день ее концепция не выдерживает никакой критики. Чтобы эта система смогла нормально функционировать, необходимы стандарты информационного обмена. Если есть разные модули, необходимо, чтобы они стыковались.
Банковское дело – пример правильного использования стандартов информационного обмена. Сегодня для банка не имеет значения, в какой программе была составлена присланная ему электронная платежка. Главное, чтобы в ней содержались все необходимые реквизиты. Врач должен работать с той компьютерной программой, с которой ему удобно, а не с той, которую установили в приказном порядке. По такой схеме работает весь мир. Сегодня в нашей стране врачам пытаются навязать одну общую программу. Ни один из предложенных вариантов (мягко говоря) не отличается высоким качеством. Одна и та же программа по всей стране – самое простое решение поставленной задачи. Но и самое несовершенное.
Унификация должна затрагивать другие вопросы функционирования единой информационной системы. Тогда система будет правильно структурирована. Данные, которыми она должна оперировать, необходимо распределить по различным уровням. Например, поликлиника располагает сведениями о пациентах и их лечении. Региональный уровень – статистическими данными (сколько пациентов охвачено обследованиями, сколько врачей работает в регионе, по каким специальностям необходимо больше медицинских кадров). Часть информации – например, о том, насколько эффективна медпомощь в регионах, должна быть в ведении федерального уровня.
Программы, с которыми работают непосредственно врачи, унифицировать нельзя. В странах, которые посещали участники Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), никого не «ломают». В Швеции государство бесплатно устанавливает информационные системы тем медицинским учреждениям, которые до этого с ними не работали. Медучреждениям, у которых уже есть свое программное обеспечение, государство (также бесплатно) помогает установить специальные конвертеры – «переходники», позволяющие взаимодействие в рамках единой системы. Если медицинскую организацию устраивает программа, с которой она работает, никто не обязывает ее принудительно перейти на другой продукт. Задача государственного уровня единой информационной системы – совсем не принудительный переход всех медицинских учреждений на совершенно одинаковое программное обеспечение. Она совершенно другая – установить связь и своевременно получать необходимую информацию.
Единый национальный идентификатор пациентов, отмеченный в Плане приоритетных действий по информатизации российского здравоохранения, уже существует во многих государствах. Он необходим для того, чтобы избежать сложностей, связанных, например, с переездом человека в другой регион. С помощью идентификатора медицинская информация прикрепляется к личному коду и становится доступной независимо от местонахождения пациента и его перемещений. Во многих странах роль такого личного кода выполняет код социального страхования. Это единый общегосударственный номер гражданина, его досье, к которому можно привязывать и медицинские, и пенсионные, и любые другие данные. То есть это персональный код, с которым связана вся информация о человеке.
Сегодня в России немало систем, использующих привязку сведений к личному коду. Но между ними существует жесткая конкуренция, каждый пытается доказать, что его код лучше всех остальных. Меньше всего проблем у СНИЛС – такой номер имеют 80–90% россиян. Единственная сложность состоит в том, что СНИЛС надо давать с рождения. Необходима общегосударственная база данных граждан, и задача информатизации – сделать, чтобы у каждого человека был личный номер.
Единый национальный идентификатор мог бы разрешить многие проблемы, с которыми сегодня в нашей стране не справляются. Например, проблему педофилии и ответственности за нее. Когда человек пытается устроиться на работу, потенциальный работодатель изучает его данные, прикрепленные к общегосударственному личному номеру. И видит сведения о том, что кандидат неоднократно привлекался к уголовной ответственности за педофилию и к тому же заражен определенными заболеваниями. Сегодня найти все необходимые данные о человеке за короткое время практически невозможно…
На все опасения насчет информатизации здравоохранения можно ответить: не надо бояться – нужно разрабатывать нормальную систему.