Выручка аптечной организации не говорит о ее доходах
Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (Рязанская обл.)
В основном говорят о закрытии аптек в малых населенных пунктах. И вот этот вопрос сложен: при условии рентабельности новая аптека обязательно откроется, если же ее нет — давно обсуждаются серьезные льготы для подобных аптечных учреждений… И все–таки, все равно не представляю, где искать фармацевтов и провизоров для работы в сельской местности?
Отмена ЕНВД серьезно ударила и по нашей доходности. А в этом году мы "свалились" еще и на НДС. В сравнении с единым налогом — это рост налоговой нагрузки примерно в 8-10 раз. Если переход на УСН мы еще смогли компенсировать за счет постоянного совершенствования наших рабочих процессов, то НДС мы предположительно сможем восполнить на 60%. Остальные 40% — падение доходности. Радует то, что на старте наши показатели рентабельности были на верхней границе возможного в аптечном сегмента.
И, к счастью, "в запасе" у нас есть ряд проектов. Часть из них мы готовили несколько лет, и именно сейчас они выходят на пик эффективности (и, надеемся, помогут получить дополнительную доходность). Еще часть проектов мы запускаем. Основное здесь — все то, что основано на формировании привычек и лояльности посетителей. Это преимущество сложно повторить конкурентам, особенно федеральным сетям. Потому надеемся увеличить свою долю в Рязанской области.
Предложения аптечных ассоциаций насчет корректировки налоговых режимов полностью поддерживаю. Если есть возможность получить какие–то льготы — надо заявлять об этом и обязательно подчеркивать всю их необходимость. И, конечно, увеличение лимитов по УСН — шаг очень правильный. В аптечном деле средняя рентабельность довольно низка. Высокая выручка, являющаяся критерием для перехода на ОСНО, не говорит о реальных доходах, получаемых аптечной организацией. Имеются и серьезные трудности в ведении данного режима для малых предприятий.
Действительно здравая мысль — увеличить лимиты хотя бы в два раза. Возможно, в качестве льготы для отдельных отраслей, в том числе аптечного сектора фармации.
Если бы не было объединений, то голос отрасли мог бы затеряться. Конечно, хотелось бы более плотного обмена опытом между аптеками–участницами подобных организаций. Чтобы говорить не "шепотом": мы должны слышать друг друга. Однако отрасль в данном аспекте достаточно разнородна и где–то отчасти инертна. Сразу отмечу, что наша организация не состоит ни в каких ассоциациях, только в одном из маркетинговых союзов.
Сегодня многие руководители аптечных сетей ведут сокращение расходов. Другие уменьшают вложения в открытие новых аптек и развитие дополнительных направлений работы. Все замерли в ожидании: какое оно будет — лето 2022 года?
Мы подошли к летнему сезону в достаточно хорошей форме, поэтому инвестиции пока не сокращаем, но, конечно, будем ориентироваться на ситуацию в целом. Тем более что работа над лишними расходами и ростом доходности во многих аптечных организациях идет очень долго — и зачастую использованы почти все возможные резервы. О прорывных решениях при таком положении дел говорить сложно. Скорее стоит ожидать нового падения доходов.
А еще аптеки устали от постоянных перемен в правилах и требованиях. Изменений слишком много, и они происходят слишком часто. Обращаюсь к регуляторам: "Пожалуйста, дайте фармации стабильности…"