04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Высшее образование как инвестиция в свою жизнь

В последние десятилетия значительно повысился уровень технического развития фармацевтической отрасли, расширилась номенклатура лекарственных средств, изменились требования к их производству и методам контроля, произошло практически полное смещение от изготовления экстемпоральной рецептуры к промышленному производству.

Дорофеев Владимир Львович
Профессор фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.фарм.н.

Конечно, в связи с этим возникло огромное количество проблем, каждой из которых посвящаются отдельные конференции:

  • производство GMP,ISO,PAT, QA, QC, QP;
  • субстанции, стандартные образцы;
  • воспроизведенные ЛС;
  • гармонизация фармакопейных требований;
  • биологически активные добавки;
  • фальсификация ЛС.

В связи с этим принимаются новые документы, в которых даются определения, что такое инновационные ЛС, стандартизация, контроль качества и производство ЛС, принята к действию Стратегия «Фарма–2020». Поэтому необходимы квалифицированные кадры, знающие современные требования и оборудование и готовые работать в соответствии с этими требованиями. Возникает вопрос «Что может предложить фармацевтическое образование?», тем более что фармацевтических вузов сейчас очень много. Традиционное российское фармацевтическое образование всегда было нацелено на работу в аптеке (изготовление экстемпоральной рецептуры, экспресс-контроль качества в основном химическими методами). Изучение фармакопейного анализа продолжает базироваться на Государственной фармакопее Х издания (1968 год). Современные подходы к стандартизации, производству и контролю качества ЛС в основном «изучаются» в рамках коротких элективных курсов. Большое количество преподавателей владеет этой информацией, но времени, которое выделяется данным занятиям, катастрофически не хватает.

И вот здесь мы подходим к проблемам вуза, которых также катастрофически много!

Проблемы вуза:

  • нищенская зарплата преподавателей;
  • зарплата студента и выпускника не меньше и даже больше, чем преподавателя;
  • минимум материальной базы в вузах, не позволяющий проводить современную учебную работу и научные исследования;
  • минимум профильных НИИ, да и те едва сводят концы с концами;
  • отсутствие или минимум современных баз прохождения студенческой практики;
  • низкий уровень базовой (школьной) подготовки, клиповое мышление студентов сильно затрудняют или делают невозможным получение вузовских знаний (но не диплома).

Другая проблема заключается в недостаточности современных литературных источников информации. Интересную мысль высказал профессор ИТ из Санкт-Петербурга А.А. Шалыто: «Многие молодые люди думают, что наличие Интернета устраняет необходимость в доступных научных журналах. Однако библиотека Кембриджского университета выписывает 55 тыс. журналов. Видимо, в этом университете совсем плохо с Интернетом».

Конечно, студенты могут противопоставить следующий тезис: «Аналоговая информация теряет ценность – важна «цифра», а не «принт», ведь все можно найти в Интернете». Но если посмотреть русскоязычный Интернет, то никакой научно доказанной информации там практически нет. Зарубежный Интернет и их соответствующие научно-поисковые системы в основном дают ссылки на рефераты, а с полноценными статьями можно ознакомиться, только внеся дополнительную плату. У студентов формируется акцент на поиске информации, а не на ее синтезе, анализе и запоминании.

Если первые пару лет студенты получают фундаментальные знания по базовым дисциплинам, впоследствии, приходя на специальные дисциплины и начиная изучать то, что имеет непосредственное отношение к стандартизации контроля качества и производства ЛС, они понимают, что получают информацию не в полном объеме. Студенты видят пропасть между получаемым образованием и реальной практикой, и впоследствии у большинства из них начинает снижаться мотивация. Студенты ничего не знают и не желают знать о существующей системе образования (программа, модули, часы, элективы и т.д.), видят только учебник и преподавателя и иногда ходят на лекции. Интересуются, в первую очередь, системой и сроками сдачи коллоквиумов, отработок, получения зачетов и сдачи экзаменов.

Последствием этого становится резкое снижение уровня фундаментальной и практической подготовки. Выпускник защищает диссертацию и уходит в бизнес: минимум молодых преподавателей, готовых основное или все рабочее время посвящать вузу – происходит углубление разрыва между поколениями. Талантливые выпускники едут учиться и работать за рубеж, и впоследствии предпочитают не возвращаться.

Есть формальный подход к решению проблемы, заключающийся в гармонизации требований к фармацевтическому образованию, но введение системы бакалавриат/магистратура решает проблему больше с организационной точки зрения. Сейчас принят новый образовательный стандарт по специальности «фармация», в соответствии с которым были изменены учебные планы, введены новые дисциплины, но содержание образования рискует остаться прежним.

Реальное решение проблемы – это сотрудничество работодателя с вузом на разных уровнях:

  • довузовском;
  • додипломном;
  • последипломном (интернатура).

По моему мнению, высшее образование должно быть платным.

И здесь возможны различные варианты:

  • платят студент или его родители наличными;
  • платит государство (федеральный уровень, регион, город и т.д.);
  • платит работодатель;
  • платит студент, отрабатывая вложенные в него ресурсы.

Все вышесказанное повысит состоятельность вуза, снизит уровень инфантильности студентов и позволит рассматривать высшее образование как инвестицию в свою жизнь.

Выступление на V фармацевтическом форуме Pharma Russia