10.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
10.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

За здоровую конкуренцию там, где жесткие условия бизнеса

Кодекс поведения фармацевтических производителей призван обеспечить здоровую конкуренцию там, где очень жесткие условия существования бизнеса.

Попович Лариса Дмитриевна
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ

Кодекс — это документ, который обычно добровольно принимается всеми, кто реально хочет работать в нормальных условиях на высококонкурентных рынках. Это должен быть достаточно жесткий регламент поведения, и те, кто демонстрируют свою готовность играть по прозрачным правилам, получают некоторые преференции в глазах потребителей. Это хороший маркетинговый ход.

Как показывает анализ, у нас и на рынке лекарств, и на рынке медицинской техники существуют два сегмента, совершенно разных с точки зрения принципов функционирования. С одной стороны это сегмент ритейловых закупок и, что удивительно, сегмент госпитальных закупок, которые развиваются по совершенно обычным для всех остальных рынков законам — цена зависит от спроса. С другой стороны — это объемные государственные закупки, в которых законы рынка не просто не работают, но иногда происходят просто парадоксальные вещи — цены на аукционах могут быть выше там, где не только спрос низок, но и бюджетная обеспеченность мала. Другие же регионы, наоборот, могут задать необоснованно низкие аукционные цены, которые грозят оставить регион без нужных лекарств или техники, поскольку дистрибуторам просто не из чего обеспечивать поставку и логистику.

И здесь очень важно, как поведет себя производитель в своих отношениях с дистрибутором, насколько гибок он будет в своей политике скидок, чтобы стимулировать дистрибуторов участвовать в поставках. При этом крайне важны прозрачные правила, понятные всем, чтобы эти отношения не перерастали в недобросовестную конкуренцию между участниками и чтобы пациенты в результате не пострадали без нужных им технологий. По сути, в нерыночном сегменте от производителя зачастую требуется больше, чем просто поставка продукта. Он, в конечном счете, обеспечивает конкурентную среду там, где ее административно подавляют. Конечно, здесь крайне важны формализованные корпоративные правила, обязательные для всех участников на этом рынке.

Но и в рыночном по своему характеру сегменте (аптеки, клиники) нужно налаживать нормальные отношения, чтобы участники уважали друг друга и не пользовались недобросовестными методами, демпингуя или пороча репутацию конкурента. Лекарства — это не тот товар, где можно упражняться в агрессивном продвижении за счет черных PR–технологий. Ради того, чтобы всего этого избежать, Кодекс и необходимо создавать, как мне кажется.

Хотя, говоря откровенно, пока этот документ выглядит скорее как декларация о "желании иметь документ", чем сам документ. Пока он недостаточно проработан. В нем не прописаны основные принципы, они только намечены.

Этот Кодекс поведения ориентирован на производителей, а если он будет рассчитан на всех участников рынка, тогда в нем нужно прописывать обязанности аптечных учреждений, медицинских работников. В принципе, такие нормы есть в законодательстве, и в Кодексе можно просто сослаться на нормы закона, хотя повторить их и предложить участникам рынка подписаться под обязательствами их соблюдать — лишним не будет.

Кодекс не затрагивает рынок медицинских изделий и субстанций. Ассортимент товара в этом сегменте более сложный. Но, на мой взгляд, неважно, каким товаром торгует производитель, принципы поведения должны быть одинаковыми для всех участников.

Мне кажется, после принятия Кодекса поведения фармацевтических производителей рынок должен стать более управляемым, он будет более равномерным с точки зрения цены, потому что начнет работать система сдержек. Повторюсь, на мой взгляд, подписание Кодекса — это сильный маркетинговый ход для участников, присоединившихся к этому соглашению. Они сразу продемонстрируют свою готовность вести добросовестный бизнес. Неважно, как они его на самом деле ведут, но они демонстрируют готовность вести его респектабельно. Те, кто не подпишут, это уже как бы изгои. Рынок станет на первых порах, пока не научится обходить все эти кодексы, немного более спокойным, менее скандальным и более управляемым. И Федеральной антимонопольной службе принятие Кодекса должно облегчить работу, ведь создается некая система координат, и решение части спорных вопросов будет происходить в рамках, предписанных Кодексом.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг