23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Затраты на маркировку будут посильными для каждой аптеки

Сейчас слишком рано подводить даже предварительные итоги эксперимента по маркировке.

Киселев–Романов Алексей
Пресс–секретарь ПАО "Аптечная сеть 36,6"

Главным показателем его эффективности будет доля поддельных лекарств на рынке в 2018–м по сравнению с предыдущими годами.

Но помимо этого, для нас как для одного из лидеров отечественного фармритейла важно, что регулятором был послан недвусмысленный сигнал: время серых закупочных схем прошло. От этого однозначно выигрывают все добросовестные участники рынка, а также государство и пациенты.

На начальном этапе, на этапе пилотного проекта, маркировка охватит более 60 наименований лекарственных препаратов, в т.ч. 10 торговых наименований, предназначенных для лечения высокозатратных заболеваний, и более 30 торговых наименований лекарственных средств из перечня ЖНВЛП. Общий объем маркируемых упаковок на первом этапе эксперимента составит около 10% рынка. Во второй половине 2017 г. список производителей-участников будет расширен, а к 1 января 2019 г. абсолютно все препараты на отечественном рынке будут промаркированы.

Хотел бы обратить внимание, что попадание фальсификата в нашу сеть абсолютно исключено за счет значительной доли прямых контрактов и регулярных проверок со стороны Росздравнадзора, поэтому наш опыт в данном случае нерелевантен.

Что касается затрат на установку и программирование считывающих устройств, мы оцениваем их в 7–15 тыс. руб. на одну аптеку. Для ритейла это незначительные издержки. Очевидно, что затраты, заложенные производителями на нанесение QR–кодов на упаковки, также не сильно скажутся на ценах. В этой связи нам смешно слышать комментарии некоторых экспертов о том, что цены на лекарства с 2019 г. вырастут на несколько процентов. Кто–то даже называл цифру 20. Мы убеждены, что цены на лекарства, если и вырастут, то в пределах 1–2%.

Как я уже отметил, единовременные издержки на оборудование одной аптеки мы оцениваем максимум в 15 тыс. руб. Даже для маленькой сети или одиночной аптеки с низким трафиком это посильные издержки. Совет может быть только один: внимательно следить за ходом пилотного проекта. А принимать или не принимать участие в эксперименте — дело добровольное.

Поспорю с утверждением, что у проекта сжатые сроки. Мне кажется двух лет вполне достаточно, чтобы обкатать маркировку на ограниченном ассортименте, решить технические проблемы на всех этапах товарной цепочки и оценить эффективность эксперимента.

Специализированные
мероприятия