Затраты на маркировку будут посильными для каждой аптеки
Киселев–Романов Алексей
Пресс–секретарь ПАО "Аптечная сеть 36,6"
Главным показателем его эффективности будет доля поддельных лекарств на рынке в 2018–м по сравнению с предыдущими годами.
Но помимо этого, для нас как для одного из лидеров отечественного фармритейла важно, что регулятором был послан недвусмысленный сигнал: время серых закупочных схем прошло. От этого однозначно выигрывают все добросовестные участники рынка, а также государство и пациенты.
На начальном этапе, на этапе пилотного проекта, маркировка охватит более 60 наименований лекарственных препаратов, в т.ч. 10 торговых наименований, предназначенных для лечения высокозатратных заболеваний, и более 30 торговых наименований лекарственных средств из перечня ЖНВЛП. Общий объем маркируемых упаковок на первом этапе эксперимента составит около 10% рынка. Во второй половине 2017 г. список производителей-участников будет расширен, а к 1 января 2019 г. абсолютно все препараты на отечественном рынке будут промаркированы.
Хотел бы обратить внимание, что попадание фальсификата в нашу сеть абсолютно исключено за счет значительной доли прямых контрактов и регулярных проверок со стороны Росздравнадзора, поэтому наш опыт в данном случае нерелевантен.
Что касается затрат на установку и программирование считывающих устройств, мы оцениваем их в 7–15 тыс. руб. на одну аптеку. Для ритейла это незначительные издержки. Очевидно, что затраты, заложенные производителями на нанесение QR–кодов на упаковки, также не сильно скажутся на ценах. В этой связи нам смешно слышать комментарии некоторых экспертов о том, что цены на лекарства с 2019 г. вырастут на несколько процентов. Кто–то даже называл цифру 20. Мы убеждены, что цены на лекарства, если и вырастут, то в пределах 1–2%.
Как я уже отметил, единовременные издержки на оборудование одной аптеки мы оцениваем максимум в 15 тыс. руб. Даже для маленькой сети или одиночной аптеки с низким трафиком это посильные издержки. Совет может быть только один: внимательно следить за ходом пилотного проекта. А принимать или не принимать участие в эксперименте — дело добровольное.
Поспорю с утверждением, что у проекта сжатые сроки. Мне кажется двух лет вполне достаточно, чтобы обкатать маркировку на ограниченном ассортименте, решить технические проблемы на всех этапах товарной цепочки и оценить эффективность эксперимента.