18.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
18.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Здравоохранение и фармотрасль — это больше политика

С такого посыла Давида Мелик–Гусейнова, директора НП "Центр социальной экономики" (на момент проведения конференции) началась дискуссия на тему, что происходит на российском фармацевтическом рынке и чего ждать его участникам в 2016 г.

Если сравнить ситуацию с ценами на лекарства с началом 2015 г., то сегодня, по мнению Лилии Титовой,исполнительного директора Союза профессиональных фармацевтических организаций, "безудержный рост цен прекратился, появилась некая стабильность, но не из–за того, что государство приняло какие–то действенные меры, а просто появилось на рынке какое–то понимание, что невозможно растить цены дальше, платежная возможность населения не растет и, кроме того, есть ограничение и по списку ЖНВЛП». Чтобы государство смогло и дальше выполнять свои обязательства перед населением в рамках имеющегося бюджета, и фармпроизводители не остались внакладе, силы государства и потенциал самого фармсообщества должны активизироваться в кризис, считает глава СПФО. Если не поддержать производителей, не наладить взаимодействие между ними и государством, с ценами, как и со стабильностью на рынке, и дальше будет не очень хорошо. На уровне разговоров осталась идея индексации цен на лекарственные средства. "На смену очень дешевым препаратам пришли очень дорогие. Потребителю стало хуже", — отметила Л. Титова. В принципе у государства есть резервы, чтобы не снижать инвестиционную привлекательность нашего рынка и рационально использовать имеющие средства.

Вадим Кукава, исполнительный директор Ассоциации InPharma, напомнил, что в наступающем 2016 г. в российских регионах будут прорабатываться пилотные проекты по лекарственному возмещению. Эти проекты обсуждаются с 2008 г., и их реализация все откладывается, а между тем лекарства становятся все недоступнее для населения.

"За сиюминутными вещами мы забываем более важные вещи, а именно принятие Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 г. Туда закладывались еще при разработке глобальные вещи, например, расширение покрытия населения бесплатными лекарствами. Потом, в т.ч. и в силу ограниченности бюджета, многие позитивные вещи из стратегии выхолостились", — подчеркнул глава ассоциации.

Фармпроизводители привязаны к курсу евро и доллара, если они будут расти, то неизбежно будут расти и цены на лекарства. "Мы импортозависимы", — напомнил Виктор Дмитриев, генеральный директор АРФП. Особенно пострадал сегмент дешевых препаратов стоимостью до 50 руб. При этом надо понимать, что с показателями роста цен много спекуляций: когда пятирублевый препарат дорожает до 10 руб., говорят о 100% повышении цены.

«Есть понимание того, что время критическое, и если не держать фармфронт, то этот дешевый сектор, который нужен в каждом госпитальном учреждении, начиная от сельской больницы и заканчивая офтальмологическим центром, просто будет убит, а на его смену придут китайцы, учитывая объемы их рынка, и этот сектор мы можем потерять раз и навсегда»", — сказал В. Дмитриев.

Обсудив принятые изменения в ФЗ–61, участники отметили, что фарминдустрия не участвует впрямую в этом процессе, а только высказывает мнение относительно него. "К большому сожалению, индустрия не допущена к обсуждению, а как раз она должна быть в это вовлечена»", — считает В. Кукава.

«Надо работать более активно, более продуктивно, увеличивать коэффициент полезного действия стремительно, потому что следующий год, это год не лентяев, выживет тот, кто умеет приспосабливаться к тем условиям. Многие компании это осознают, но не многие закладывают эти изменения в свою систему, т.е. они не готовы менять свою систему под меняющуюся внешнюю среду. Тот, кто не готов, либо потеряет кусочек этого рынка, либо вообще с него уйдет, даже такие прогнозы мы сегодня строим по банкротству ряда предприятий, которые не способны справиться с внешним вызовом», — заверил Д. Мелик–Гусейнов. Участники дискуссии добавили, что 2016 г. пройдет под знаком активного нормотворчества, которое и сейчас сопровождает создание Евразийского экономического союза и которое вряд ли будет завершено ровно к 1 января, дате, когда рынки стран — участниц ЕАЭС заработают по единым правилам.

ИДЕТ ЛИ КОНСОЛИДАЦИЯ ФАРМРЫНКА?

Возможно ли объединение в условиях кризиса? И кому оно необходимо? Фармпроизводители, дистрибуторы и представители профессиональных ассоциаций ответили на эти вопросы.

"Прошедшие два года продемонстрировали невероятные примеры консолидации среди аптечных сетей. Будут ли еще сделки по слиянию сетей? Такие масштабные — уже нет", — не сомневается Нелли Игнатьева,исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей. Она отметила, что "есть консолидация бизнеса в бизнесе, а бизнеса для бизнеса нет. У нас нет консолидации фармсообщества в глазах государства. Мы нужны государству, только мы сегодня ему ничего не предлагаем, чтобы управлять ценами, а механизм для этого есть. Например, управление ассортиментом — разве не механизм?" Она также добавила, что консолидацию можно начать с объединения аптечных ассоциаций (РААС с "Аптечной гильдией", например).

"Я изначально против была, чтобы у аптек было несколько ассоциаций. Поодиночке мы конкуренты, вместе сила", — сказала Н. Игнатьева.

"На мой взгляд, слово консолидация обозначает объединение. Для того чтобы действительно оно было, нужно сократить кассовый разрыв. Чтобы консолидации были эффективны, необходимо следить в первую очередь за балансом, чтобы расходы не превышали доходы. Те компании, которые смогут это сделать, усилят свои позиции на рынке", — поделился мнением Евгений Елизаров, генеральный директор компании "Фитосила". «Аптечная отрасль меняется достаточно значительно, и не только из–за того, что компании объединяются, а из–за того, что в принципе становится больше аптек, открываются новые форматы. Поэтому я считаю, что тот статус, в котором она находится, явно незрелое состояние», — считает Александр Тарасов, первый вице–президент ГК "Роста".

Зачем консолидироваться аптекам? Чтобы заработать денег, уверен Артур Беленко, заместитель директора сети "Мицар–Н". "Так как рынок рушится благодаря некоторым игрокам, мы вынуждены зарабатывать на чем придется. Цель моей средней организации — консолидироваться с другими такими же средними организациями", — сказал он.

Владимир Малинников, первый заместитель генерального директора компании "Протек", уверен, что "пока кризисное явление у нас в экономике будет продолжаться, будет и консолидация".

По материалам VII Международной конференции "Что происходит на фармацевтическом рынке?"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция