24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Жизненно важным препаратам необходима экстренная помощь

К нынешним временам фармацевтическая промышленность подошла в достаточно неплохой форме: годы направленного развития прошли не зря. Да, есть проблемы, которые надо решать. С какими-то из них справляемся, с какими-то приходится сложнее.

Дмитриев Виктор
Генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП)

Подорожала логистика, и вслед за ней выросло в цене абсолютно все, что определяет себестоимость лекарственного препарата. Есть вопросы и к практической реализации Постановления Правительства №1771, регулирующего ценообразование на лекарства списка ЖНВЛП. Документ необходим и очень полезен, но его выполнение все еще трудно назвать эффективным — задачу предупреждения и устранения дефектуры он пока не решает.

Что касается запаса субстанций… Еще до событий 2022 г. было ясно, что без резервов не обойтись. А в настоящее время вполне понятна необходимость менять поставщиков, в большинстве случаев неоднократно. Поэтому очень надеемся на положительное решение вопроса о возвращении старых размеров регистрационных пошлин. На днях участвовал во встрече с депутатом Госдумы, председателем Экспертного совета по защите конкуренции в фармацевтической отрасли Ириной Филатовой, где данный вопрос был первым, и подробно разбирался в правовом аспекте.

Когда повышали размеры госпошлин при различных действиях по регистрации лекарственных препаратов, в сопроводительной записке к законопроекту значилось следующее: во-первых, новые нормы не потребуют затрат со стороны бюджета, во-вторых, их применение принесет государству около трех миллиардов рублей дополнительно. С учетом сложившейся ситуации заданная финансовая цель, скорее всего, достигнута уже за первое полугодие 2022 г. Дальнейшее сохранение кратно увеличенных размеров платежей несет в себе множество серьезных рисков — и для производства, и для аптеки, и для пациента.

Какие меры нужны, чтобы сгладить остроту ситуации?

Во–первых, необходимо работать над корректировками к вышеуказанному постановлению — в тесном взаимодействии регулятора и профессионального сообщества. В состав комиссии по дефектуре срочно необходимо вводить представителей если не фармацевтических заводов, то профессиональных фармацевтических ассоциаций. Они располагают полной информацией по вопросам производства лекарственных препаратов и в силу этого способны вовремя спрогнозировать возможное исчезновение тех или иных наименований.

Во–вторых, следует срочно пересмотреть систему ценообразования на ЖНВЛП. Обсуждаемый в настоящее время документ предлагает исключить из данного перечня около двухсот позиций. А это фактически четверть всего списка. О чем говорит данный шаг? О том, что, попадая в список жизненно необходимых и важнейших, препарат становится кандидатом на уход из обращения. Ведь в определенный момент его производство станет убыточным.

Эффективность сегодняшней методики ценообразования сейчас даже не нулевая, а отрицательная. Ведь в их основе лежит сравнение с зарубежными странами. Но живут ли они в условиях санкций? Осложнилась ли у них логистика? Вынуждены ли они бесконечно менять субстанции и вспомогательные вещества?

В–третьих, вновь обратил бы внимание на необходимость создания единого регуляторного органа для фармацевтической отрасли (в данном аспекте зарубежный пример ЕМА, напротив, был бы полезен). Сегодня за нашу деятельность отвечают не менее трех регуляторов с различными задачами. Минздраву необходимо качественно вылечить людей, ФАС — сделать Россию страной с самыми низкими ценами на лекарства, Минпрому — обрести технологический суверенитет и повысить уровень национальной лекарственной безопасности. Координация усилий в ходе достижения данных целей, к сожалению, недостаточна. И когда возникают коллизии, лекарственные препараты начинают исчезать из обращения…

Специализированные
мероприятия