20% потребителей готовы покупать лекарства дистанционно
Такой портрет нового потребителя представила Оксана Богатенко, менеджер канал E–commerce компании "Байер" дивизиона Consumer Health. Е–коммерс (онлайн–продажи) — один из способов удовлетворить этого требовательного покупателя, предоставив для этого все возможности.
"Компания "Байер" объявила электронную коммерцию своим стратегическим направлением развития. E–commerce пока не занимает в мире доминирующей доли в ритейле, но по прогнозам специалистов к 2020 г. прирост в ритейле будет идти за счет именно канала онлайн–продаж. Этому способствуют развитие Интернета, распространение мобильных устройств, развитие и рост онлайн–безопасности и различных способов оплат, доступность рейтинга продуктов, высокое доверие потребительским отзывам, развитие быстрой и удобной доставки.
К тому же, жизнь ускоряется: вместо хождения по магазинам люди предпочитают более интересные формы досуга; увеличивается продолжительность жизни, снижается мобильность — все это стимулы для развития каналов доставки. "Люди все больше хотят получать товары и услуги здесь и сейчас. С ростом городского населения по всему миру будет развиваться логистика, чем компактнее люди живут, тем дешевле им доставить товар, и дистанционная торговля становится более выгодным бизнесом для ритейлеров", — подчеркнула представитель "Байер".
Но пока на пути к этому "идеальному" электронному миру есть ряд преград, о которых рассказала О. Богатенко. Это недоверие покупателей (получат ли они тот же товар в том же виде, что и на фото в Интернете), неразвитость системы онлайн–платежей (курьерам россияне все еще предпочитают платить наличными, платежи по банковским картам составляют порядка 10%), особенности инфраструктуры (в нашей стране мало дорог, очень дорого довозить товары из одной точки и другую, и пока игроки не инвестируют деньги в развитие инфраструктуры, нельзя говорить о серьезном росте сегмента, подчеркнула О. Богатенко), локальные законодательные ограничения (сегмент онлайн–продаж в фармотрасли не развивался, т.к. до сих по не определена его законодательная база). На сегодня онлайн–сегмент продаж в фарме оценивается в 3% и представляет собой схему заказа через Интернет и возможность забрать этот заказ в аптеке.
Сейчас, привела цифры представитель компании "Байер", средний чек онлайн–продаж медикаментов, лекарств, медицинских изделий, очков, БАД составляет 2400 руб., а по данным на июнь 2017 г. общее количество заказов — 9,8 млн.
Принятие закона "О дистанционной торговле" осложнено, помимо прочего, включением в него рецептурных препаратов. Пока непонятно, в каком виде будет разрешена на законодательном уровне доставка лекарств потребителям до дверей дома (курьерами? специалистами с фармобразованием?). Однако, уже сейчас, по результатам исследования компании "Ипсен Хелскеа", порядка 20% потребителей готовы покупать лекарства дистанционно, потому что так им удобнее и дешевле.
"В моем мире один царь и бог — потребитель. Верю, что нужно делать для него правильно, удобно и выгодно, и это также будет хорошо и для бизнеса", — уверена представитель компании "Байер" Оксана Богатенко.
Через канал онлайн–продаж компания может стать ближе к потребителю и на основании его действий и данных о нем предсказывать его потребности в дальнейшем, персонализировать свои предложения, а также разрабатывать новые продукты.
По материалам дискуссионной панели "Фармацевтический ритейл: новые возможности и драйверы роста", организованной Ассоциацией независимых аптек (АСНА) в рамках Петербургского международного форума здоровья