АПТЕКА ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ АПТЕКОЙ

Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (Тверская обл.)

К сожалению, любая монополия всегда стремится извлекать сверхприбыль любой ценой. Возможно, не сразу, а после "зачистки" территории для достижения монополии абсолютной.

Что же происходит сейчас на фармацевтическом рынке?

Думаю, не секрет ни для кого, что темпы консолидации высоки, и без вмешательства регулятора пациент–клиент пострадает не только здоровьем, но и кошельком. Когда весь этот процесс придет к логическому завершению и полной монополизации фармы.

Небольшой аптеке просто не уцелеть. Точнее — ее экономические показатели доходности будут равны переходу собственника в работу по найму без рисков. Уже прошли те времена, когда в одной или нескольких аптеках можно было работать в комфортной среде и с экономической выгодой, поэтому мы и видим процесс расширения сетей.

Шансов выстоять очень мало. Они могут быть, если конкурент (а точнее, его персонал) недостаточно квалифицированный. Проще говоря, если федеральный конкурент пришел со слабой аптекой. В такой ситуации можно посоветовать работать с сервисом: квалификация сотрудников, формат обслуживания посетителей, возможность быстрой и качественной доставки препаратов под заказ или день в день, изменения цены по запросу клиента и т.д. То есть все то, что сетевая структура просто не может масштабировать и применяет локально в разных аптеках.

Какие методы конкуренции чаще всего применяют крупные сети?

№1 — ценовой демпинг. Просто выставляют категорию "А" или "трафик–билдеры" в отрицательную наценку, возмещая ее своими "более интересными" наценками на СТМ или УСТМ. Поэтому так часто вы приходите в аптеку за одним, а вам говорят — этого нет или закончилось. И начинают предлагать свой товар.

№2 — массовая промо– и медиареклама. Билборды, раздача материалов на улице... Иногда прямо у дверей вашей аптеки. Мы сталкивались с ситуацией, когда сотрудник конкурента стоял у нас на крыльце и говорил следующее: эта аптека закрылась, за углом открылась новая.

А еще — реклама на наружных поверхностях, и если кратко — все, где не оцифровать и не просчитать экономический эффект. На это у небольшой аптеки просто нет ресурса.

№3 — хантинг сотрудников… с обещаниями "золотых гор" и перегреванием ФОТ на входе. А в итоге специалисты возвращаются, когда получают уже реальные зарплаты. Ведь экономику никто не отменял — и то, что стоит рубль, не может у кого-то стоить два рубля.

№4 — попытки встать на ваши места, когда заканчиваются договоры аренды. Или просто перекупая аренду у корыстных собственников. И тут ситуация интересная — экономика и здесь имеет место. И часто мы видим: через полгода они не выдерживают перегретой аренды и просто съезжают с этих площадей. Мы с улыбкой смотрим на такие ситуации и не понимаем таких собственников. Заработав рубль, можно потерять 5, пока ищешь нового арендатора. Или когда в один и тот же дом "сажаешь" 5–ю аптеку.

Защитить может (и должно) разумное и грамотное распределение аптек по территории. Не раз говорил об этом на страницах МА. Достаточно ввести ограничения по метражу (как было ранее) или квотирование по населению. И тогда будет не 5 аптек в одном доме, а пять аптек через каждые 50 м, что создаст удобство для клиентов и оставит всех игроков на своих местах.

Аптечную конкуренцию можно уже сейчас сравнить с гангреной по всему телу. Но это не единственное заболевание организма аптечной деятельности. Хотелось бы обратить внимание и на другие ключевые проблемы.

И первая из них — перегруженность аптеки контрольно–надзорными мероприятиями. Фармацевтическую деятельность необходимо тщательно контролировать, но, к сожалению, проверки и запросы документов настолько часты, что иногда приходится отрываться от основной работы. Очень хотелось бы, чтобы контроль был не в ущерб фармацевтической помощи.

Вторая проблема, тесно связанная с первой, — постоянные изменения в законодательстве. Они приводят к постоянным изменениям очень многих рабочих процессов. Одно слово "маркировка", а кроется за ним адский труд и большие проблемы.

Третья трудность — кадровый голод. Особенно в отдаленных регионах.

Какое же необходимо лечение, пока аптечный организм еще жив?

  • Реальное снижение фискальной и операционной нагрузки на аптеку.
  • Законодательные каникулы — если приняли изменения, обязательно предоставить год на переходный период.
  • Увеличение бюджетных мест в вузах и средних специальных образовательных учреждениях.
  • Дистанция между аптеками или квотирование.

Законопроект "об аптечных сетях" совсем не кажется полезным. Как юрист по образованию, не очень понимаю, зачем эти формулировки? И перегревание и так раздутой законодательной базы?

Есть юридическое лицо — что оно должно и как отвечает, определено в уже действующем законодательстве. Зачем вводить новый термин? Что он даст, если, по сути, и будет синонимом юридическому лицу?

Возможно, требуются изменения в рамках антимонопольного законодательства: чтобы считать долю в регионе по брендам, например, но не более того.

К интернет–торговле лекарствами отношусь отрицательно. А в формате "неаптеки" категорически отрицательно! Логика здесь очень проста: все это приведет к еще большему потреблению лекарственных средств (в т.ч. рецептурных), что скажется на здоровье поколения. Даже нескольких поколений.

"Неаптеки", а просто интернет–магазины, не будут внимательными к вопросам хранения и с большой вероятностью могут нанести вред здоровью человека. И зачем все это? У нас мало аптек?

Аптека должна оставаться аптекой. Изменяясь со временем, но не нарушая своих базисных принципов.

И когда будет рабочая модель системы здравоохранения — с четким и прозрачным механизмом действия (возможно, и с системой лекарственного страхования), аптеки сами придут туда. Не нужно только им создавать заградительные механизмы...

Алтайская Екатерина
30.01.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
RegLek_бан
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться