К реализации Национальной программы готовы
В 2019-м была принята Национальная программа "Цифровая экономика РФ", включающая Федеральную программу по созданию Единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ, а также цифрового профиля здоровья гражданина как совокупности базовых, демографических и медико–финансовых данных по пациенту, что позволит перейти к проактивному планированию персонифицированной медицинской помощи до того, как болезнь развилась.
Переход к цифровому здравоохранению предусматривает развитие таких компонентов, как цифровое здоровье, цифровая медицина, цифровая терапия, искусственный интеллект (ИИ). Все это предполагает ускоренную разработку, внедрение и практическое применение ИТ-технологий и сервисов, которые позволяют перестраивать процессы работы отрасли во всех ее звеньях (от системы управления до практической работы врачей на местах), использование результатов медицинских исследований, получаемых с применением технологий ИИ в клинических рекомендациях и системе ОМС.
На сегодняшний день почти вся необходимая нормативная база создана, назначены ответственные за реализацию программы организации и должностные лица, выделены необходимые ресурсы. Однако все, кого волнует эта тема, признают, что остается немало проблем с практической реализацией амбициозных проектов, обеспеченностью регионов необходимой технической и кадровой инфраструктурой. Причем решать их придется параллельно — в условиях не только технологических перемен и изменений в характеристиках пациентов, но и общей глобальной перестройки экономики.
Цифровизация потребует серьезных затрат
Если сравнить уровень развития цифровизации в здравоохранении с другими отраслями экономики, можно увидеть, что оно уступает по уровню наличия широкополосного доступа к сети Интернет, внедрению систем ИИ и в технологиях сбора, обработки и анализа данных. Инфраструктура медицинских организаций требует постоянной модернизации. Есть сложности с программным обеспечением, его технической поддержкой, совместимостью.
"Лишь 34% медицинских организаций применяют системы защиты данных", — говорит директор Институт экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, замечая, что в каждом регионе и в каждой медорганизации должны быть люди, отвечающие за реализацию процесса цифровой трансформации. Однако существующий дефицит и низкая мотивация квалифицированных IT–специалистов, а также специалистов по защите информации (особенно в удаленных районах) не позволяет организовать качественную эксплуатацию и обслуживание оборудования и информационных систем. Кроме того, проблемой является и низкая мотивация к использованию цифровых сервисов у административно-управленческого, технического персонала, да и самих медработников, особенно старших по возрасту.
Цифровизация потребует серьезных дополнительных затрат на инфраструктурное и кадровое обеспечение медорганизаций, поэтому на то, что ИТ–технологии существенно снизят расходы на здравоохранение, рассчитывать не стоит, констатирует Л.Д. Попович.
В нашей стране госфинансирование цифровой трансформации предусмотрено пока только для решений федерального уровня, а для конкретных медорганизаций в структуре тарифа такие дополнительные расходы не предусмотрены.
Как полагает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова, необходимо предусмотреть дополнительное финансирование капитальных и операционных расходов на внедрение и содержание цифровой инфраструктуры в медицинских организациях и органах управления здравоохранением. Их объем должен рассчитываться для каждого уровня медорганизации и прописываться отдельной строкой по сметному принципу финансирования.
Необходимы кадры и доступная база знаний
К сожалению, у медорганизаций сегодня нет ресурсов для найма квалифицированных IT-специалистов, да и знаний врачей в области крайне недостаточны. Так, лишь в 28 медицинских и 13 технических вузах страны (включая медицинские факультеты университетов) разработаны учебные программы по медицинской информатике, по которым осуществляется подготовка врачей–кибернетиков. Отсутствует полноценный учебник по биомедицинской информатике.
"Все, что делается в здравоохранении, касается управления данными и информацией о строении человеческого организма, пациентах, населении, организации помощи, массовой профилактике. Информацию, собранную и обработанную, в том числе при помощи цифровых технологий, необходимо превратить в качественные знания, а затем транслировать эти знания преподавателям, студентам медицинских вузов, практикующим медицинским работникам, организаторам здравоохранения. Без этого невозможно обеспечить качество медпомощи", — считает Г.Э. Улумбекова.
По ее мнению, в медицинских вузах и колледжах назрела необходимость введения курсов по "биомедицинской информатике". Причем этот процесс должен включать и подготовку преподавателей, разработку учебных программ и учебно–методических материалов. Необходимо также стратегия развития традиционных и электронных библиотек для здравоохранения.
Важен персональный подход к обучению специалистов
Эффекты от цифровизации здравоохранения неоспоримы. Однако работа с цифровыми технологиями требует интенсивного погружения и представляет собой трудоемкий процесс. Врач должен иметь возможность интегрировать новые технологические решения в клиническую практику, но его компетенции, необходимые для успешной цифровизации в медицинских учреждениях, пока четко не определены.
Это касается как общих вопросов, связанных с правовыми и этическими аспектами данных о здоровье пациента, так и конкретного применения в практике цифровых инструментов, а также навыков цифровой коммуникации с пациентом. Большинство медицинских работников не имеют даже базовых представлений о телемедицине, приложениях для здоровья и смарт–устройствах, виртуальной и дополненной реальности, ИИ в поддержке клинических решений, робототехнике.
"Ключевой предпосылкой формирования и развития цифровых навыков у работников сферы здравоохранения вне зависимости от возраста, образования и географии проживания и работы является обучение работе с дистанционными технологиями", — такое мнение выразиладиректор Центра развития здравоохранения МШУ "Сколково", профессор практики "Цифровые компетенции в здравоохранении" Марина Велданова. — При этом чем выше детализация (отдельные виды под отдельные нужды), тем больше сфер покрывает результат обучения (работа в МИС, дистанционное общение с пациентом, поиск релевантной информации)".
По словам эксперта, важен персональный подход в планировании обучения, т.к. в зависимости от ряда факторов — базовое образование, род деятельности и частота использования цифровых технологий в повседневной жизни — будет зависеть конечный результат и динамика прогресса. Важен также комплексный подход, при котором внедрение и обучение будет проводиться для команд, куда включены представители всех подразделений, отвечающих за организацию процесса.
Необходимо государственное и частное софинансирование проектов
Когда начинается работа над серьезными крупными проектами в области цифровизации, особенно в области ИИ и дистанционного мониторинга пациентов, разработчики зачастую не понимают всю широту проблем — от образования и кадров на местах до системы финансирования на следующих этапах реализации, особенно на этапе внедрения.
Поскольку реализация и внедрение цифровых проектов в медицинских организациях напрямую связаны с оказанием услуг медицинского характера, вопрос о том, каким образом структурировать инвестиционные процессы, как правило, уходят на второй план, а наиболее распространенной мерой их финансирования является субсидирование в рамках государственных закупок.
Грантовая программа в том виде, в котором она существует сегодня, может однажды закончиться, и когда начнется реальная работа на таком сложном, структурированном и недофинансированном рынке, каким является здравоохранение, возникнет вопрос — как найти финансирование на новые разработки и их внедрение.
Эксперты говорят о том, что те проекты, которые доказали свою состоятельность и медико-экономическую эффективность, должны, помимо использования госзаказа, присматриваться к таким альтернативным инструментам привлечения внебюджетного финансирования и частных инвестиций, как концессионные соглашения и софинансирование в рамках государственно–частного партнерства (ГЧП).
По словам директора службы инвестиционных соглашений АО "ИнфраВЭБ" Светланы Дубинчиной, их использование хотя не является пока массовым, имеет ряд преимуществ, которые позволяют более активно привлекать инвестиции в развитие цифровизации. Тем более, в стране уже накоплен достаточный опыт успешной реализации проектов в других отраслях.
"Спектр договорных механизмов, на основании которых можно реализовывать проекты в сфере цифровизации, довольно широк. Это офсетный контракт, СЗПК, СПИК, региональные квази–ГЧП, сделки в корпоративном секторе с участием дочерних компаний госкорпораций и компаний с государственным участием, контракты жизненного цикла. Такие проекты смогут привлечь широкий круг инвесторов, включая кредитные организации, с возможностью рефинансирования, что повышает интерес финансирующих организаций к их реализации", — рассказала эксперт.
Цифровизация и доказательная медицина
Поскольку медицинские технологии — это средство врача, они должны вызывать доверие у специалистов и давать им возможность интерпретировать полученные в ходе обработки огромных массивов данных результаты в тех терминах, по которым накоплена медицинская доказательная база. Это необходимо учитывать разработчикам как на этапе планирования, так и в доведении конечной информации до врачебного сообщества, что позволило бы более эффективно внедрять такие технологии в реальную клиническую практику.
По мнению зам. начальника отдела методологического обеспечения проведения комплексной ОТЗ ЦЭККМП Минздрава РФ Филиппа Горкавенко, при разработке важно фокусироваться не только на функционале этих программ, но и их потенциальных возможностях. "Если исследования не показали врачу преимущество новых инструментов в сравнении с уже существующими, то любые особенности продукта для него вторичны. Поэтому разработчики должны учитывать запросы врачей и размещать результаты своих работ в рецензируемых и специализированных изданиях, чтобы с этими публикациями можно было ознакомиться. Кроме того, необходимо уделять больше внимания медицинскому образованию самих специалистов–айтишников, чтобы они могли говорить с врачами на одном языке", — подчеркнул эксперт.
Оптимизация основных типовых процессов в медицине является одной из заявленных задач цифровой трансформации. Успешное развитие получили телемедицинские консультации, онлайн-запись пациентов, автоматизация учетных систем, электронный документооборот. Одним из основных трендов последних лет стало развитие дистанционного мониторинга и ИИ, а также использование программных продуктов на основе ИИ в повседневной исследовательской и терапевтической практике, в том числе в первичном звене. Создаются новые подходы, методики и конкретные продукты.
Об одном из таких продуктов рассказал председатель правления Московского городского научного общества терапевтов, профессор Павел Воробьев. Цифровая платформа MeDiCase разработана для оценки симптомов и возможных диагнозов с применением ИИ и возможностью дистанционного консультирования со специалистом. В ее основе лежит математическая модель "образа болезни". Человеко–обучаемая база знаний платформы содержит более 1000 решающих правил по более чем 250 диагностическим гипотезам и основана на медицине доказательств, оценке медицинских технологий и клинических рекомендациях.
В качестве исходных данных для построения модели выступает опрос, касающийся тех или иных биологических параметров организма, который проходят сами пациенты через мобильное приложение. Причем последующие вопросы и их последовательность могут отличаться в зависимости от ответов на предыдущие вопросы. Система анализирует результаты измерений, введенных вручную или полученных автоматически. Кроме системы поддержки принятия решения, приложение формирует карту симптомов каждого больного и само оценивает субъективное восприятие им своего состояния.
Как показал опыт практического использования платформы, чувствительность по диагностике, например, ковида, составила около 90%, что значительно превышает аналогичные показатели по ПЦР или КТ.
Начальник отдела трансляционной медицины и бионанотехнологий РАПО Александр Жукоцкий затронул проблемы цифровизации в обработке изображений и использования этих технологий в клиническо-лабораторной и лучевой диагностике. Конечная цель данного метода — получение такого изображения ядер клетки, где заключена вся генетика, которое позволит распознать болезнь, найти то фундаментальное решение, из которого оно проистекает. Проводится сравнительной анализ здоровой и больной клетки в попытке найти новые фундаментальные закономерности возникновения болезней.
По мнению советника руководителя ЦЭККМП Игоря Бурыкина, ИИ в обработке больших массивов данных может быть использован также в качестве инструмента оценки и повышения качества оказания медпомощи. О рейтингах медорганизаций и качестве медпомощи можно судить по таким показателям, как, например, потребление тех или иных препаратов, повторное обращение пациента за рецептом, уровень госпитализаций и т.п.
О дистанционной торговле и электронных рецептах
В 2023 году в России стартовал пилотный проект по дистанционной торговле ЛП с использованием электронных рецептов. В нем принимают участие три региона страны, включая Белгородскую область. О том, как это происходит на практике, рассказал министр здравоохранения региона Андрей Иконников.
По его словам, схема работы в рамках проекта достаточно проста. Когда пациент впервые приходит на прием к врачу, он подписывает согласие на получение такого формата рецепта и согласие на доставку препаратов на дом. Врач фиксирует согласие, электронная система регистрирует рецепт с признаком «доставка на дом», после чего аптека формирует список рецептов на доставку, регистрирует рецепт в системе «Честный знак» и передает сформированный заказ курьеру.
При осуществлении доставки курьер идентифицирует заказчика через "ЧЗ" или МФЦ и передает информацию о доставке в электронную систему.
Аптека регистрирует вывод препаратов из обращения в МДЛП, регистрирует структурированный электронный медицинский документ (СЭМД) отпуска рецепта. После проверки легитимности рецепта МДЛП регистрирует выбытие рецептурного препарата, передает соответствующее уведомление в аптеку и передает сведения в Росздравнадзор. Врач получает информацию о доставленных препаратах пациенту в МИС.
По словам А.А. Иконникова, цифровые сервисы здравоохранения области обеспечивают выписку и дистанционное продление электронных рецептов во всех государственных и частных клиниках. В настоящее время ведется активная работа по подключению к платформе крупнейших игроков фармацевтической розницы региона.
По материалам секции в рамках XIV Форума информационных технологий "InfoSpace"