22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Фармацевтов не включили в списки пострадавших от пандемии

Одной из самых значительных проблем аптечной деятельности стала подготовка и внедрение маркировки, что, собственно, и послужило поводом к отмене ЕНВД.

Ходанович Татьяна
Генеральный директор образовательного центра Pharmedu

Большинство участников лекарственного обращения надеялись на отмену данной инициативы или, по крайней мере, на перенос ее старта в связи с начавшейся пандемией.

Сама по себе подготовка к запуску системы МДЛП требует не только приобретения необходимого оборудования и программного обеспечения, но и перестройки всех бизнес-процессов в аптеке. А значит и обучения для всех сотрудников. Но в 2020 г. все это сопровождал резкий переход аптечных организаций на "военные рельсы", что было необходимо опять же в связи с пандемией.

Вспомним ограниченное предложение медицинских масок. При этом цену обозначал поставщик, а шишки валились на аптечные учреждения. Было проще отказаться отпускать маски, чем реализовать их по рекомендованной регулятором цене, в убыток аптеке. С пандемией были связаны и другие проблемы: необходимость обеспечения сотрудников СИЗ, моральная поддержка (чтобы предупредить профессиональное выгорание в сложившихся экстремальных условиях), увеличение нагрузки на аптеку... Довольно сложно было предположить, сколько купят завтра парацетамола, если уже сегодня раскуплены все запасы, и т. д., и т.п.

Также необходимо выделить проблему дефицита лекарственных средств: он был просто катастрофическим в регионах и немногим менее катастрофическим в Москве. К сожалению, дистрибуторы нередко отказывались отгружать лекарства в регионы.

Кроме того, фармацевтов не включили в списки профессий, которым необходима надбавка за работу в период неблагоприятной эпидемической ситуации, хотя фармспециалисты также были "на передовой".

К сожалению, список сложностей, с которыми столкнулась аптека в 2019–2020 гг., не исчерпывается вопросами маркировки и пандемии. Есть общая проблема, не связанная с эпидситуацией, — это переход поставщиков на работу по предоплате (ранее фармдистрибуторы давали аптекам отсрочки платежей). А также требование банковских гарантий от аптечных организаций (чего не может позволить себе ни малая, ни средняя фармацевтическая розница).

Ажиотажный спрос, наблюдавшийся в начале периода самоизоляции, растворился в падении продаж по полугодию. Большинство аптечных учреждений сетей отмечают от минус 30% до минус 50% к запланированным показателям.

При таких обстоятельствах и происходит отмена специальных налоговых режимов. Очевидно, что переход на систему общего налогообложения приведет к росту ценников на лекарственные препараты (а они и так выросли в связи с падением рубля и ростом закупочных цен). Плюс налог, плюс рост арендных плат и других операционных расходов, плюс внедрение маркировки — вот вам и неподъемная цена на лекарство. Ну и наценка от производителя: в среднем она составляет 5–17%. Такая вот математика.

Как исправить ситуацию и предотвратить закрытие аптек (ведь с налоговым режимом ЕНВД работает вся малая аптечная розница)?

Только путем предоставления льгот. Например, небольшим аптечным организациям, которые работают в отдаленных районах, там, где ограничен доступ. Иначе они просто закроются и доступность лекарств в огромном количестве населенных пунктов будет под вопросом.

Специализированные
мероприятия