23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Мы отказались от e–commerce

Сегодня фармацевтическая отрасль испытывает колоссальные проблемы. Нагрузка возросла. Автоматика начала давать сбои.

Гейдаров Аскер
Заместитель руководителя аптеки "ЕМО", Москва

У дистрибуторов рушатся линии. Лекарства приходят в аптеки с опозданием на неделю. А специалистов не хватает — люди заболевают...

Причины очевидны: эпидемиологическая обстановка более чем серьезна. Понятно и увеличение спроса на лекарства. Но в тот момент, когда проблемы фармацевтического сектора правильнее назвать "эффект домино", отрасль получает дополнительную нагрузку, требующую внедрения новых процессов (и вначале в ручном режиме). Перегруженной системе это не по силам: если не решать возникшие проблемы, то любые дополнительные задачи рискуют стать той самой соломинкой, которая переломила хребет верблюду.

До 14 апреля аптечный отпуск масок, марли и перчаток был под большим вопросом: установленные постановлением Правительства РФ №431 условия реализации оказались таковы, что аптеки вынуждены были отказываться от этих необходимых наименований. И дело было даже не в размере наценки (10 коп. за единицу товара). Программное обеспечение аптечной организации округляет чеки до полных рублей: для выполнения требований постановления №431 следовало переделывать всю учетную систему. В те дни, когда все рушится, а людей катастрофически не хватает... Между тем проблему можно было решить очень просто: временно (на период неблагоприятной эпидемиологической ситуации) дать означенным медицинским изделиям статус жизненно важных. Хорошо, что регулятор отреагировал на ситуацию оперативно, и постановление №500 от 14 апреля отменяет возникающую проблему.

Теперь важно избежать ошибок при внедрении дистанционной торговли лекарственными препаратами.

К счастью, не допустили того, чтобы в списки лекарств для доставки на дом попали наркотики. Но остается другой серьезный риск: пациенту могут привезти препарат, который должен был храниться при определенных условиях, и любая неосторожность при доставке может эти условия нарушить.

В аптеки препараты доставляются непосредственно дистрибуторами: у них соответствующие условия хранения, необходимое оборудование. При дистанционной торговле лекарствами функцию дистрибуции частично берет на себя курьер. Как сделать так, чтобы препарат за время транспортировки не превратился из полезного в опасный?

Решение будет тоже простым: на уровне постановления или приказа закрепить обязанность производителя отображать на упаковке препарата сведения о его термолабильности. Оформление данных должно быть доступным. Например, перечеркнутое солнышко — "хранение вдали от прямых солнечных лучей". Синий кружок — "хранение при низких температурах".

Будет полезно, если знаки, наносимые производителями, будут термочувствительными. Тогда, если температура хранения препарата окажется нарушенной, термочувствительный значок предупредит об этом пациента и человек избежит вреда для организма.

Еще один интересный вопрос — с медикаментами нижних ценовых сегментов. Заказывая дистанционно препараты такой стоимости, пациент рискует попросту разориться: доставка лекарства будет стоить в разы дороже, чем само лекарство.
Может быть, дистанционная торговля станет рентабельной за счет дорогостоящих препаратов?

Однако сегодня многие аптечные организации придерживаются правила: чем дороже препарат, тем меньше на него наценка. И в этом есть необходимость (такой подход улучшает доступность лекарства для покупателя–пациента). Иногда регрессивная шкала наценки уже включена в программное обеспечение аптеки — причем независимо от того, входит ли препарат в перечень ЖНВЛП.

Так что и здесь особой выгоды нет.

Сегодняшняя ситуация напоминает то, что произошло с такси: многие таксопарки исчезли, и большинство перевозок ушло в интернет. Будет ли такое с аптеками?

На мой взгляд, живые аптеки устоят. Почему? Люди привыкли приходить к провизорам и консультироваться у них. Вживую, напрямую. Задавая вопросы и уточняя, что полезно, что вредно. А по интернету очень сложно выбрать даже одежду.
Не забывайте и об элементе доверия. Разговор с провизором — это не только живое общение, но и совет специалиста, знаниям и добросовестности которого доверяешь. А кто советует нам лекарство в интернете? Выбирая препарат в сети, вы не знаете, как он рекомендуется и кто несет за эти рекомендации ответственность. Интернет–алгоритм на основе ваших предпочтений согласно истории браузера? История ваших банковских операций? Электроника может и отправить пациента на тот свет. А кто будет отвечать за фатальную ошибку электронного алгоритма — повторюсь, большой вопрос.
Да, сейчас будет пик интернет–торговли: все ринутся покупать в интернете. Но потом начнется спад: столкнувшись с отрицательными явлениями, люди начнут от этого отказываться и вновь возвращаться в аптеку. Кто сможет пережить период между первым и вторым — тот переживет.

Интернет–торговля выживает искусственно. Каким образом? Известные сегодня сайты в большинстве своем привязаны к крупным фармацевтическим дистрибуторам. И лекарства при их заказе онлайн идут по закупочным ценам — таких ценников пациент, даже при очень большом стремлении, ни в одной невиртуальной аптеке не найдет. Цена для покупателя бывает даже ниже той, по которой закупает лекарства аптечная организация. И только таким образом достигается выживаемость "электронно–фармацевтических" проектов, т.е., повторюсь, выживаемость искусственная. Но могут ли такие методы считаться честной конкуренцией? И насколько соответствуют они антимонопольному законодательству?

Мы давным–давно отказались от e–commerce. И не мы одни. В нашем микрорайоне, как и в соседних, трудно найти аптеку, которая выдавала бы лекарства по заказам через интернет. Насколько мне известно, этим сервисом занимается лишь одна аптечная сеть — из числа крупных игроков. Всем остальным с подобными компаниями работать неинтересно.

Еще одна проблема дистанционного отпуска связана с системой маркировки. Все проблемы вокруг маркировки, все самые трудные и трудоемкие вопросы возложены на аптеки. И если этого звена не будет, то означенные задачи должен принимать на себя фармацевтический дистрибутор. Но, работая в формате "аптеки без прилавка", он очень скоро поймет, что физический, не виртуальный, не дистанционный отпуск лекарств тоже имеет место быть. И таким образом вернется из своего электронного мира "на грешную землю".

При внедрении дистанционной торговли (как и ряда других нововведений) вопрос в последовательности действий. Вначале должно быть создание системы контроля. И только после этого подготовительного этапа — организация системы реализации. Пока вы не увидите, что дистрибутор отпускает дистанционно эти препараты, вы не сможете ничего проверить. А каким образом проверять?

Специализированные
мероприятия