Свежие статьи рубрики тема номера:
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
   
 
 
 
 
 
 

О БУДУЩЕМ АПТЕКИ И НАЦИИ

Аптечная розница сегодня похожа на канат, который тянут в разные стороны торговля и здравоохранение. Кто окажется сильнее?

ФАРМАЦИЯ — ОБЛАСТЬ КОНТРАСТОВ

Так можно сказать, изучая все те нововведения, с которыми аптеки столкнулись в минувшем 2017–м и продолжают сталкиваться в наступившем 2018 г.

Стандарт Надлежащей аптечной практики и законопроект о лекарствах в супермаркете. Приказ Минздрава России №403н и дистанционный отпуск.

Продолжение дискуссии о лекарственном возмещении и "январские правила" для государственных и муниципальных аптек. После их вывода из-под действия Федерального закона №44-ФЗ прошло уже полгода, однако некоммерческая фармация никак не может оправиться.

Оптимистичная статистика говорит об увеличении числа аптечных организаций и одновременно сообщает о росте доли коммерческих аптек. Процент вырос во многом за счет массового закрытия тех самых ГУП и МУП. Вместе с ними закрылось в большинстве своем и экстемпоральное производство.

Вырастая в количестве, фармация, однако же, не приобретает в доходности. Аптек больше, выручка на одну организацию — меньше.

НА КАЧЕЛЯХ — КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Данные о росте фармацевтического рынка (не только в рублях, но и в упаковках!) и все новые и новые сложности в отношениях между аптекой и дистрибутором. Если будет принят один из самых резонансных законопроектов сегодняшнего дня, число таких арбитражей может вырасти в разы.

Фармацевтика считается, тем не менее, одной из сильнейших отраслей отечественной экономики. При этом на растущем и сильном фармацевтическом рынке резкий спад — на целых 6% в ноябре, после того как аптеки успели поработать два месяца с оглядкой на приказ №403н.

Разговоры о повышении доступности лекарств и нормы, которые порой отрезают пациента от фармацевтической помощи.

Прогнозы о конце эпохи маркетинга и переходе к ориентированности на покупателя и тут же предложения отправить лекарства в непрофильный ритейл.

Долгожданные, пусть и неоднозначные стандарты для фармации, закрепляющие особый статус аптечной организации, и тут же приравнивание фармацевтической деятельности к торговле. Причем не только в сознании посетителя (потребитель часто лишь принимает на веру то, что стало ведущей тенденцией в обществе), но и на уровне законодательства.

К счастью, поправки в главные законы о медицинской помощи и ее неотъемлемой части — лекарственном обеспечении — пока еще в статусе проекта. Обсуждение по срокам завершилось 17 января.

А уже 18 января в Минпромторге прошло совещание — все по тому же проекту Федерального закона. В нем приняли участие представитель Минздрава, ААУ "СоюзФарма", СПФО, Ассоциация организаций розничной торговли и ряд крупных ритейлеров. По информации, полученной МА, прогнозы пессимистичны. Диалога между участниками не получилось, и, возможно, в ближайшем месяце освещать инициативу о лекарствах в торговом ритейле будет уже поздно... Ведь ее сторонники готовы сделать все возможное, чтобы законопроект стал законом до президентских выборов.

Минздрав России фармацевтическое сообщество поддержал. Минпромторг остался при своем мнении. И заметил: аптеки защищают свою монополию!

Монополистов, правда, более шестидесяти тысяч. "Исправить ситуацию" предлагают с помощью 940 тыс. торговых точек...

НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ОТ МИНПРОМТОРГА

Новогодней петардой для аптечной розницы назвало фармацевтическое сообщество проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации торговыми организациями лекарственных препаратов", выставленный Минпромторгом России в конце 2017 г. на общественное обсуждение. В нем предлагается закрепить право торговых организаций реализовывать лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Идею отправить препараты в супермаркет отстаивают с упорством, явно достойным лучшего применения. 2009, 2012, 2014, 2016 год. И вот, "попытка номер пять".

Новый 2018–й начинается с обсуждения все той же идеи.

Новое старое предложение перенести медикаменты в торговые сети все же "заслуживает внимания". Несмотря на вполне однозначные результаты голосования на сайте regulation.gov.ru (десятки "за" и тысячи "против").

Документ уравнивает понятия "аптечная организация" и "торговая организация". Торговое предприятие вводится в понятийный аппарат Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации". А в Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" — стоит в одной строке с аптекой: "аптечные и торговые организации".

Само определение торговой организации позволяет считать таковой любую аптеку, которая реализует хотя бы одну биодобавку, поясняет Дмитрий Целоусов, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма".

К чему приведет реализация лекарств в супермаркетах? Эксперты Темы номера МА считают, что в текущих условиях развития рынка эта законодательная инициатива вредна. "Ведь она рискует привести к росту цен на лекарства. Аптеки неизбежно будут терять часть выручки и вынуждены будут компенсировать, повышая наценки на другие ассортиментные группы", — убежден Николай Беспалов,директор по развитию компании RNC Pharma.

Неизбежные итоги инициативы проанализировали и другие эксперты Темы номера.

А сейчас скажем вкратце: сотрется не только грань между магазином и аптекой, исчезнет уважение к лекарству и процессу лечения, не поддерживаемое доверием к врачу и провизору.

САМОЛЕЧЕНИЕ ИЛИ САМОЛИКВИДАЦИЯ?

И если сегодня пациент, приходящий в аптеку, просит провизора «помогите мне», то после перемещения препаратов в продуктовый ритейл он станет "сам себе доктор" и "сам себе фармацевт" одновременно, предупреждает Любовь Жовнерчук, заведующая аптекой "Нота бена" в Красногорске.

Уважение к лекарству вряд ли сохранит и ритейлер, он и сейчас не особенно воодушевлен перспективой соблюдать аптечные правила, замечают представители профессиональных фармацевтических ассоциаций, выступившие на декабрьском заседании РАФМ (подробнее — В статье "Территория сбыта: как фармрынку стать фармсистемой?"). Самолечение в таком формате приведет к успешному решению задачи... самоликвидации отечественного населения, для которого за последние годы медицинская и лекарственная помощь стали все более недоступны. Не та ли это глобальная задача государства по сокращению численности населения, о которой давно говорят на Западе?

Скорее у здравоохранения и фармацевтической отрасли нет хозяина. И "возникающие проблемы с развитием фармацевтической отрасли — это следствие несогласованных действий, полярных интересов участников рынка", как считает Давид Мелик-Гусейнов, директор НИИ организации здравоохранения Департамента здравоохранения Москвы.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЗА ФАРМАЦИЮ

Сегодняшнему положению аптеки можно только посочувствовать. Здравоохранение и торговля борются друг с другом за право считать своей территорию лекарственного обращения. Даже законодательно в регулировании правил игры фармации участвует не только профильное ведомство Минздрав, но и Минпромторг, лоббирующий интересы крупного торгового ритейла, которому недостаточно разрастания своих торговых точек, необходимо еще расширение ассортимента за счет непрофильных товаров.

Аптека вынуждена подвергаться жесткому фармацевтическому контролю со стороны надзорных органов, с одной стороны, и выживать как коммерческая организация, с другой. Соблюдать все правила фармацевтического консультирования и в то же время бороться за средний чек.

Не будь этого подвешенного состояния, может быть, не возникало бы желания перебросить фармацию в торговлю? Это кажется проще, чем вернуть аптеку в здравоохранение. Но на чужом поле фармацевтическая деятельность прижиться не сможет. И дело не только и не столько в двойной дозе регулирования.

Изобилие проверок — ситуация сложная, но все же менее сложная, чем урезание ассортимента на безрецептурную часть, пусть даже и не всю. Особенно с учетом того, что в первом квартале нового 2018 г. ожидается принятие новой методики регулирования цен.

Сегодня инвесторам наиболее интересны безрецептурные портфели, замечает Анна Гусева, партнер, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям розничной торговли и потребительских товаров, секторов "Фарма и Здравоохранение" в СНГ Ernst&Young.

ОТС — это, как правило, не ЖНВЛП, цены на которые вот–вот упадут ниже низкого. Именно здесь скрыт источник выживания: тот самый коммерческий шаг, который дает возможность продолжать социальную функцию.

И даже предложение Федеральной антимонопольной службы России разрешить аптечным организациям увеличить наценку на парафармацевтику и БАД — на него обратила внимание Настасья Иванова, директор фармацевтического дистрибутора "Интер-С Групп", на деле аптеке не поможет. Поднять цены — еще не значит выжить!

Ведь косметика, средства личной гигиены и пищевые добавки есть и в крупных супермаркетах. В их пользу сыграют цена и привычка.

А если все же аптека — предприятие торговли, то она не должна быть ограничена в перечне товаров, которые может отпускать.

Несмотря на желание законодателей "запихнуть" аптеку в торговлю, сами они пытаются учитывать аптечных специалистов в Федеральном реестре медицинских работников, правила внесения информации о фармацевтическом специалисте до сих пор разрабатываются. Похоже, законодатель сам не определился: к торговле или к здравоохранению отнести аптеку.

Еще одно поле битвы, правда, уже завершившейся. В декабре прошлого года ААУ "СоюзФарма" получила письменный ответ Минздрава на ее обращение о том, почему индивидуальным предпринимателям нельзя работать с иммунобиологическими препаратами. "Ответ был развернутый и содержал даже такое положение, что индивидуальный предприниматель не имеет права на вывеску "Аптека" или "Аптечный пункт". Регулятор настаивает, что он должен обозначать себя как "индивидуального предпринимателя с правом осуществления фармацевтической деятельности". Но как донести до пациентов информацию, что это все же аптека?

И как разместить это определение на вывеске?" — негодует Дмитрий Целоусов, исполнительный директор ААУ "СоюзФарма". И откуда такая антипатия ведомства к ИП в фармации? В медицине другая ситуация. Известно, что ИП Кириллина С.И. — крупный поставщик медицинских перчаток в государственные клинические больницы по всей России (по данным РБК, ТОР-15 ИП, за последние 5 лет заключивших с государством самые крупные контракты).

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 статьи 4 ФЗ "Об обращении лекарственных средств": субъекты обращения лекарственных средств — физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств. А пункт 35–й этой же статьи дает определение аптечной организации без каких–либо исключений относительно ИП: аптечная организация организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2017 год отметился большим количеством картельных сговоров, выявленных ФАС России на госзакупках лекарств и медицинских изделий, оно достигло 19% от всех дел о картелях. Больше нарушений только на строительном рынке. На первый взгляд — большая коммерческая привлекательность фармацевтического бизнеса и его криминализация, это, как говорят парфюмеры, — верхняя нота, то, что на поверхности. А нота сердца, или причина, — непоследовательность и пролоббируемость отечественного здравоохранения.

Посему и принимаются непонятные отрасли законы, мешающие ей развиваться и решать вопросы национального благополучия и здоровья населения.

Так что "гражданская война" в фармации развязана регулятором, преследующим отнюдь не интересы отрасли и своих граждан.

ДИСТАНЦИОНЫЙ ОТПУСК — ТА ЖЕ ПРОБЛЕМА С ЛЕКАРСТВАМИ В МАГАЗИНАХ

Увы, перед лицом современных фармацевтических законопроектов крупный игрок фармацевтического рынка имеет тот же масштаб, что и маленькая самостоятельная аптека. Дистанционный отпуск препаратов дает аптечным сетям, кажется, неоспоримое преимущество. Но они нужны интернет–гигантам только на время, предупреждает Павел Лисовский, управляющий партнер компании "Проектирование систем управления" и бизнес–коуч. Как только онлайн–ритейлеры почувствуют, что поняли фармацию, с представителями этой самой фармации они распрощаются.

Таким образом, в дистанционном отпуске лекарственных средств вот–вот произойдет то же самое, что и в аптеке, — переход препаратов в магазины, торгующие онлайн всякой всячиной. Виртуальная реальность не отстает от обычной — даже на просторах электронных сетей медикаменты думают покинуть фармацию ради торговли.

Проблема для аптечного рынка в том, что первенство в дистанционной торговле будет не за существующими структурами, а за новыми участниками. Например, такие гиганты, как Яндекс, обыграют любую сеть на своем поле.

Так что дистанционным отпуском лекарств, как и традиционным, должны заниматься сами фармацевтические работники. И аптечные агрегаторы им в помощь. Это не значит, что работник аптеки физически должен доставлять препарат на дом заказчику, это значит, что заказ должен выполняться аптекой, а не онлайн-магазином.

В начале нового года мы задаем нашим экспертам вопрос: какие решения могли бы улучшить лекарственное обеспечение в стране?

Сегодня ответ таков: "Включить аптеку в здравоохранение".

Соб. инф. МА
23.01.2018
Тема номера
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
   
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться