Реципиент и донорский орган: взаимная адаптация
В рамках симпозиума, посвященного процессам определения оптимального пути следования пациентов с реакцией "трансплантат против хозяина" (РТПХ) для получения качественной медицинской помощи при минимальных временных и финансовых затратах, специалисты рассмотрели нюансы и трудности наблюдения за пациентами, коих в стране становится больше, как и операций по пересадке соответственно. Растет нагрузка на лечебные учреждения, схема маршрутизации и доступность инновационной терапии не до конца проработаны.
Предупреждение и лечение — важнейшие моменты в повышении результативности трансплантации аллогенного костного мозга с использованием донорских клеток и действенности борьбы с агрессивными видами раковых болезней кровеносной системы. В прошедшем году в РФ выполнено порядка 1900 трансплантаций, шестью годами ранее — 1651. Указанная реакция — иммунологически опосредованное нарушение функционирования организма: иммунные клетки донора воспринимают имеющиеся органы и ткани как чуждые. В итоге стартует приводящая к дефектам тканей реакция иммунитета и отрицательно влияющая на результаты пересадки.
РТПХ затрагивает до 40% больных после ТГСК и становится причиной летальности в 21-31% случаев у пациентов, получивших трансплантат от родственников и в 31-40% — от неродственных доноров.
М.Ю. Дроков (НМИЦ гематологии) пояснил, что реакция проявляется сыпью на коже, нарушениями ЖКТ, поражениями печени и другими симптомами. Во время их появления человек обычно находится вне больницы, это требует активного внимания участковых медиков.
Минздравом четыре года назад трансплантация костного мозга была выделена в специальный порядок оказании мед. помощи, что дало возможность уладить некоторые характерные для процедуры вопросы, но посттрансплантационное время не указано в этом документе, что сказывается и на ситуации с лекобеспечением граждан в регионах.
ТКМ проводится за счет государства по квотам высокотехнологичной медпомощи. В текущем году в ОМС появился самостоятельный тариф на компенсацию лечения в постоперационном промежутке времени с тридцатого по сотый день после хирургического вмешательства, но при хронической РТПХ все сложнее: выбор и определение лечения чаще всего происходят в выполнявшей операцию мед. организации, а покупка и предоставление пациенту ЛП проходят по месту прописки.
По нынешнему закону, пациенты с РТПХ снабжаются лекарствами через действующие программы: "Четырнадцать высокозатратных нозологий", РЛО, за счет средств обязательного медицинского страхования… при помещении в клинику. Но, как отметила Ю. Синицына из Фонда борьбы с лейкемией, список таких ЛП в программе лимитирован и насчитывает лишь основные медикаменты для иммуносупрессивной терапии 1-й линии, и не включает прочие. Обеспечение ими должно проводиться на деньги региональных бюджетов, в реальности же некоторым людям приходится приобретать их самим или прибегать к помощи Фонда или иных благотворительных институтов общества.
Ю.В. Павлова (Национальный институт медправа) рассказала, что по причине отсутствия прозрачной системы маршрутизации пациентов после ТКМ части им недоступна нужная терапия. Унифицикация медпомощи после ТКМ, организация отслеживания здоровья и предоставление требуемой лек. терапии снизят показатели смертности при возникновения РТПХ.
Мероприятие прошло при поддержке Novartis Pharma