2,2 трлн руб. — бюджет базовой программы ОМС в 2020 г.
Для эффективного использования этих средств и обеспечения высокого качества бесплатной медицинской помощи, необходимо внедрять в системе ОМС передовые цифровые решения. Такие предложения прозвучали на круглом столе "Обеспечение прав граждан в системе ОМС", состоявшемся в рамках очередного Форума "Здоровье нации — основа процветания России".
Как отметила заместитель главы ФФОМС Светлана Кравчук, в связи с эпидемией коронавируса, медицинским учреждениям, фондам ОМС, страховым компаниям для сохранения доступности качественной медицинской помощи пришлось оперативно переформатировать свою работу, в том числе — в сфере финансового взаимодействия.
В период пандемии выявились нуждающиеся в коррекции элементы системы. Перепрофилирование лечебных учреждений под борьбу с коронавирусом объективно привело к повышению опасений со стороны пациентов с хроническими диагнозами в отношении получения необходимой медицинской помощи, возникла неопределенность с прохождением медико-социальной экспертизы. Отмечались сбои в сфере обеспечения льготными лекарствами и другими медицинскими препаратами и изделиями. По мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулева, нельзя "вечно «выплывать" за счет героизма врачей, нужны масштабные информационные решения, которые помогут системно выстроить работу по защите прав пациентов в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе в маршрутизации пациентов".
Над проблемами информатизации системы обязательного медицинского страхования работают как фонды ОМС, так и страховые компании.
В территориальном фонде Свердловской области разработан программный продукт "Судьба пациента". Этот инструмент позволяет автоматически выбирать случаи, где с высокой долей вероятности допущены нарушения клинических рекомендаций и стандартов лечения. В фокусе — инфаркты и инсульты вскоре после выписки, тяжелое хроническое заболевание у пациента после прохождения диспансеризации с установлением основной группы здоровья. "В результате проведенного анализа 908 из 913 случаев лечения злокачественных новообразований признаны дефектными. Ключевой дефект — невыполнение или ненадлежащее выполнение лечебных и диагностических мероприятий", — отметил Валерий Шелякин, директор ТФОМС Свердловской области, — "Выявление проблемы — предотвращение ее повторного проявления".
В оптимизации взаимодействия между фондами ОМС, медучреждениями и страховыми компаниями заинтересованы все стороны. Но ресурсы медицинских организаций в области разработки цифровых решений ограничены. "Именно страховые компании показывают, как снижать издержки в страховой медицине и как должны выглядеть оптимальные бизнес–процессы", — считает руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Мазитов, — "К сожалению, в отечественной медицине исторически сложилось так, что зачастую пациент не настаивает на высоком качестве медицинской помощи, заранее боится защищать свои права. Подвигнуть пациента на защиту своих прав, проинформировать его о возможностях страхования и предоставить механизмы защиты прав – это задача страховых компаний".
Одним из важнейших решений в области защиты прав застрахованных лиц эксперты отрасли называют включение страховых медицинских организаций в общий информационный контур системы здравоохранения. Для этого необходимо, как минимум, разработать универсальный сервис обмена между государственной информационной системой ОМС и Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
"В преддверии прогнозируемой рядом специалистов второй волны эпидемии коронавируса крайне важно сформировать устойчивую систему реагирования на вызовы, о которых мы даже не подозревали еще год назад. Необходимо обеспечить финансовую устойчивость медицинских учреждений. Важно продолжать работу по развитию механизмов защиты страховыми медицинскими организациями прав застрахованных в условиях кризисных ситуаций, — подчеркнул вице–президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов, — В этом ключе особую значимость приобретает развитие цифровых платформ и, в первую очередь, включение страховых компаний в единый информационный контур системы здравоохранения".
Источник: ВВС