04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

А подходит отрасль кадрам? Новый взгляд на старую проблему

Кадровый вопрос — один из ключевых для фармацевтического сообщества. Тем не менее, его обсуждения в большинстве случаев ни к чему не приводят.

Проходят годы, а мнение отрасли о молодых специалистах остается прежним: подготовка в фармвузах оставляет желать лучшего. И тех, кого учили профессора, все так же переучивают сотрудники фармкомпаний. Быть может, теоретики и практики попросту не слышат друг друга?

Директор по персоналу компании "Р–Фарм" Марина Котельникова делится недавним опытом. Создавая завод в Ярославской обл., компания решила, что позаботится о кадрах сама. На новое производство требовались не только фармацевты и технологи, но и юристы, экономисты, бухгалтера, HR–менеджеры… Потенциальных сотрудников компания стала выбирать из студентов — стипендиатов своих программ. Победителей фармацевтических конкурсов приводили на завод (в то время он еще не был достроен), знакомили с будущей работой, и очень скоро компания обнаружила огромный разрыв между требованиями профессии и практическими знаниями лучших выпускников фармвузов.

Тогда производитель решил заняться вопросом детально и разработал специальную магистерскую программу для Томского политехнического университета. В 2013 г. студенты, учившиеся по этой программе, проходили практику в "Р–Фарм", а в 2014 г. пришли туда работать. "Зон для развития" оказалось по–прежнему много.

Фармкомпания столкнулась и с другой, неожиданной для себя проблемой: молодые люди, которые провели в университете семь лет (пять лет специалитета и два года магистратуры) оказались "слишком квалифицированными" для той деятельности, которую им предлагали. Получив серьезное высшее образование, ребята не собирались провести всю оставшуюся жизнь в роли операторов. Удержать их на предприятии оказалось очень и очень сложно.

Думая, как удержать кадры, "Р–Фарм" решил сделать ставку не на знания, а на навыки — и обратился уже не к высшему, а к среднему профессиональному образованию. Так началось сотрудничество производителя с Ярославским государственным промышленно–экономическим колледжем. Фармкомпания и колледж совместно разработали систему дуального обучения: 50% учебного времени будущие специалисты проводили на лекциях и семинарах, 50% — в цехах и лабораториях. И, наконец–то, фармпром получил то, что ему требовалось!

Новые сотрудники со средним специальным образованием не стремятся покинуть Ярославль и уехать в Москву или Санкт–Петербург. Более того, они довольны монотонной работой, требующей, в первую очередь, не знаний, а навыков. Компания же не прекращает и сотрудничество с вузами: каждый год "Р–Фарм" принимает на работу около пяти выпускников из образовательных учреждений, с которыми сотрудничает по стипендиальным программам.

А Марина Котельникова отмечает: раньше на завод можно было приводить студентов, а теперь там действуют требования GMP, и будущие специалисты уже не смогут посетить экскурсию по предприятию. Возникает вполне логичный вопрос: а как же знакомить молодых фармацевтов с международным стандартом, который не так давно стал обязательным и в нашей стране? Или обойтись одними лишь теоретическими сведениями об условиях, в которых ребятам завтра предстоит работать?

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ

"Подходят ли кадры отрасли? Вопрос можно поставить и по–другому: а подходит ли отрасль кадрам?" — отмечает директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. Действительно, о кадровом вопросе фармсообщество спорит постоянно, но… Игроки лекарственного рынка привыкли рассматривать проблему только с одной точки зрения. С точки зрения работодателя. Между тем, любое сотрудничество — это взаимодействие. Вчерашний студент — такой же человек со своими взглядами и потребностями. Едва ли не каждый пятикурсник мечтает о профессиональном росте. А на зарплату, на которую действительно можно прожить и прокормить семью, рассчитывают абсолютно все. Так стоит ли удивляться, что томские выпускники, семь лет обучавшиеся в вузе, не стремятся посвятить свою жизнь монотонной и не особенно квалифицированной для них работе?

Еще один пример из жизни. В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова появились новые магистерские программы. Их отправляли в другие вузы, фармпроизводителям, профессиональным ассоциациям… В ответ на многочисленные письма "Первый мед" получил всего два замечания. Большинство представителей фармотрасли не пожелало улучшить систему профессионального образования. Ту самую, которую фарма привыкла критиковать. Так чего же хочет отрасль?

Если она молчит, если она не вступает в диалог с теми, кто готовит ее будущие кадры, — значит ничего менять она не собирается. Молчание — знак согласия. Но это почему–то не мешает профессионалам обращаться к вузам с претензиями: "вы готовите специалистов не того уровня".

ПОИСКИ РАБОТЫ: ВСЕ НАДО ДЕЛАТЬ ВОВРЕМЯ

В Московском государственном областном гуманитарном институте не так давно появился фармацевтический факультет. Обучение будущих провизоров стараются максимально приблизить к реальной профессиональной жизни. Студенты участвуют в деловой игре "учебная аптека", проходят разнообразные практики. Совсем скоро для них откроется научная лаборатория–гербарий. Выпускников у факультета пока нет, самые старшие — четверокурсники. Они уже работают в компании "ЭКОлаб", но не полный рабочий день, а столько, сколько позволяет им учеба. После пятого курса предприятие примет молодых специалистов на полноценную работу. Юные провизоры останутся там же, где трудились в студенческие годы. Производство заинтересовано в новых кадрах, поэтому проблем у выпускников возникнуть не должно.

Кстати, четвертая Всероссийская фармацевтическая олимпиада через год состоится в Московской обл. Вполне возможно, что ее примет именно МГОГИ.

"ОЛИМПИЙСКИЕ" ВОЗМОЖНОСТИ: ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ КАК ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

На первый взгляд, фармацевтических проектов для молодых специалистов очень и очень много. Фармацевтический лагерь "Филин", конференция "Молодая фармация", Всероссийская фармацевтическая олимпиада… Все эти мероприятия очень полезны, но ограничены местом и временем и потому не могут охватить большую аудиторию. Конкурсному и олимпиадному движению недостает размаха. Семинары и конгрессы, на которых юные фармспециалисты могли бы проявить себя, необходимы каждому региону — и не раз в два года, а значительно чаще. На ежегодном конгрессе "Человек и Лекарство" студентов можно встретить нечасто. С докладами на симпозиумах выступают их чуть более старшие коллеги — те, кто уже защитил диплом и учится в аспирантуре.

Решение проблемы выглядит как прописная истина — слишком уж оно очевидно. Больше встреч и обсуждений, больше практики для студентов… Но любое полезное начинание упирается в организационные вопросы. В первую очередь — в вопросы финансовые. Именно здесь и могли бы подключиться фармацевтические компании: кто, как не они, заинтересованы в будущих кадрах? Пока что можно говорить лишь о "пилотных" проектах и "точечных" достижениях. Многие фармкластеры, на которые возлагает надежды профессиональное сообщество, пока существуют только в планах и документах. Но стоит ли дожидаться окончания их строительства и оставлять без внимания несколько поколений студентов-фармацевтов?

НЕ НРАВИШЬСЯ — ЗНАЧИТ НЕ НУЖЕН?

Некоторые участники рынка весьма категоричны: "если вузы будут готовить кадры, которые не востребованы отраслью, такие вузы никому не нужны". Главной сложностью в диалоге теории и практики эти эксперты считают мнение преподавательского состава. Самое трудное — "замотивировать" профессоров, убедить их, что совместная работа с фармацевтическими организациями действительно принесет пользу. Поневоле вспоминаются два письма, полученные ведущим вузом страны в ответ на обращения к множеству представителей фармсообщества.

И практики, и теоретики убеждены в одном: другой участник диалога их не слушает и не слышит. И потому не соответствует возложенным на него ожиданиям.

В ближайшем будущем взаимное непонимание рискует усилиться: в новых образовательных стандартах нет перечней дисциплин, есть только списки знаний и умений, которыми должны обладать молодые специалисты к моменту вручения диплома. В результате может случиться так, что в одни и те же фармкомпании придут бакалавры и магистры одних и тех же специальностей, но… получившие образование по абсолютно разным дисциплинам. Кого следует обвинять в подобном "многообразии"? Только государственного регулятора — и никого больше?

По материалам секции в рамках VII Всероссийской конференции "Государственное регулирование и фармацевтическая промышленность"