Конкуренция в фармацевтической рознице рискует выйти за пределы собственно розницы и вообще изменить свой формат.
Первая предпосылка к этому — грядущее разрешение интернет–отпуска лекарств, запланированное на октябрь месяц сего года. Несмотря на благую цель — увеличение рентабельности аптечной розницы, интернет-продажа лекарств грозится обернуться спиной к аптекам и ужесточить конкурентную борьбу. Предполагалось, что дистанционные продажи медикаментов будет осуществлять только аптечная розница. Но эксперты и участники фармацевтического рынка предупреждают: в своем сегодняшнем виде новшество откроет возможности интернет–продаж для всех остальных звеньев цепочки доставки лекарства, включая производителя. Конечно, если законодатель не закрепит право на дистанционный отпуск лекарственных препаратов исключительно за аптечными организациями.
Кроме того, вместе с фармацевтическими предприятиями и дистрибуторами онлайн-заказом лекарств займутся популярные интернет-магазины, реализующие товары народного потребления. И их появление на рынке вряд ли оставит его прежним. Непонятным остается лишь одно — реализацию медикаментов на прилавках в супермаркетах пока запретили, а реализацию посредством неспециализированных интернет–агрегаторов ширпотреба обещают разрешить. Разумнее было бы ввести поправку в закон о дистанционной продаже лекарств, регламентирующую места интернет–площадок для реализации и заказов лекарства и разрешающую их лишь аптекам и специализированным интернет–порталам.
СИЛЬНЫЕ СТАНУТ СИЛЬНЕЕ, А ПОКУПАТЕЛЬ — МУДРЕЕ
По мнению экспертов, кризис, начавшийся в 2014 г., вот–вот завершится — уже видна положительная динамика. Однако после кризиса наступит период серьезных конкурентных испытаний. Тем, кто выжидал или сократил свою долю на рынке, станет очень непросто вернуть позиции. А "выжившие" сильные становятся еще сильнее. Объединение сильнейших с сильнейшими — одна из главных стратегий на аптечном рынке. В ближайшее время консолидация в аптечном ритейле продолжится и будет сопровождаться «союзами крупнейших игроков, громкими падениями не выдержавших финансового противостояния и открытием новых аптек как ключевого метода борьбы на "удушение» соперника". Борьба игроков аптечного ритейла усилится новым параметром: контрольно-надзорным. Одним аптекам — одна плановая проверка в шесть лет, другим — ежегодно. Стремление оптимизировать финансовые и кадровые ресурсы приведет к ужесточению конкуренции. Точнее, к легкой победе наиболее сильных игроков.
Еще один способ объединять усилия, как и грядущее распределение сил на интернет–рынке лекарств, — консолидация за пределами собственного сегмента. Крупная аптечная сеть сливается с дистрибутором, крупный дистрибутор развивает собственные аптечные сети. На ежегодно проводимом осенью аптечном саммите в 2016 г. вопрос об этой форме развития обсуждали вновь. Но важно понимать главное: на отечественном фармацевтическом рынке доминирует стратегия спасения и выживания. Разумная крупная компания не ставит себе целью первенство — она пытается максимально защитить себя от неблагоприятного сценария.
Аптечный коллапс, разразившийся в 2006 г. на старте льготного лекарственного обеспечения, многие участники рынка помнят хорошо. Дистрибуторы оказались без финансирования, но зато с серьезными задолженностями перед производителями и на грани выживания. Существование ряда аптек тоже было под вопросом. Прошло десять лет. Миновали и периоды кризисов, и периоды сравнительного благополучия. Какое-то время рынок исправно рос. Но при всем желании не мог забыть, что такое "выжить". Сегодня все чаще вспоминают и ностальгируют по эпохе сильной и огромной страны СССР. Именно в этом прошлом, как ни странно, можно найти рецепты спасения аптечной розницы от сегодняшнего варианта "беспредельной" конкуренции, по многим параметрам базирующейся на неравенстве, захвате и "выдавливании" конкурента с хорошего места. Нормативы, регулирующие расстояния между аптеками, когда–то были нашей повседневной реальностью, например, отмененная ныне норма в стандарте от 1994 г. в 500 м между аптеками в городе. Или порядок ценообразования в аптеке, при котором не могли появиться цены, как у нынешних дискаунтеров, "ниже, чем у производителя".
Вопрос о квотировании количества аптек и регламентировании расстояния между ними уже второй год подряд поднимается в правительстве России. Благонадежные участники фармацевтического рынка такую инициативу поддерживают. Базируется предлагаемый норматив на европейским опыте, где регулируется не только расстояние между ближайшими аптеками и среднее количество жителей на одну аптеку, но и право муниципальных органов власти устанавливать время работы аптеки. Цель таких нормативов — повысить рентабельность фармацевтического ритейла и остановить бесконтрольный рост количества аптек.
Заявленные дискаунтерами цены «ниже, чем у производителя» некоторое время безоговорочно привлекали потребителей. Сейчас же, несмотря на уменьшение средней суммы чека в аптеках, к ценообразованию потребитель стал относиться неоднозначно. В некоторых аптеках замечают: покупатели стали возвращаться к ним от дискаунтеров. На первый план выходит доверие к конкретной аптеке, конкретному специалисту, к его профессионализму и пониманию потребностей покупателя. Пациент все реже верит рекламе, а в новостных сводках появляются сведения о том, что известные "аптеки низких цен" на самом деле отпускают препараты по ценам среднерыночным. И контролирующие органы уже выдают им предписания.
Сейчас аптеки продолжают испытывать недостаток платежеспособного спроса. Кроме того, кризис серьезно изменил потребительское поведение россиян. Аптеки и раньше замечали, что покупатель стал грамотным и требовательным. А сейчас, когда с 1 марта с.г. первостольники не смогут отказать покупателю в его просьбе о ценах на аналоги интересующих его лекарств, аптека, надеемся, в жестокой борьбе с самой собой и за увеличение товарооборота наконец–то почувствует себя социально ориентированной.
ГОСАПТЕКИ ПРОВОЖАЮТ В ИСТОРИЮ
Государственные аптеки с 1 января года наступившего рискуют стать историей. Как и МУПы. Их перевели на новый порядок закупки товара — контрактную систему, хорошо известную по Федеральному закону №44–ФЗ. А это значит, что некоммерческой аптеке отныне фактически запрещено своевременно реагировать на потребности своих посетителей. И заодно — выбирать собственный же ассортимент. Ведь ориентироваться при закупках надо на международные непатентованные наименования, что на практике приведет к "выбору в одном варианте": самый дешевый дженерик, и ничего более.
Можно заметить: закон юридический совпал с законами эволюции — выжить должен сильнейший. Но именно государственные аптеки — одни из немногих, кто сохранил рецептурно–производственные отделы. И, часто являясь специализированными, именно некоммерческие аптечные организации вносят огромный вклад в экономику своих населенных пунктов. И служат серьезной опорой местному здравоохранению.
Впрочем, рецептурно–производственные аптеки также рискуют стать объектом конкурентного неравенства. Размеры, конечно же, имеют значение, но при разработке пилотного проекта риск–ориентированной модели контроля и надзора аптека с экстемпоральным изготовлением препаратов заранее считается более опасной, чем аптека, работающая исключительно с лекарствами промышленного производства. Конечно, реформа контрольной деятельности пока еще в проекте, и распределение аптечных организаций по категориям риска в 2017 г. должно только стартовать.
Подведем итоги вышесказанному — конкуренция обострилась во всех нишах фармацевтического рынка и фактором выживания вновь становится способность быстро реагировать на меняющиеся правила, в т.ч. и законодательные. И, по возможности, не терять при этом человеческое лицо.