Аптека — заключительное звено логистической цепочки
Младенцев Андрей Леонидович
Управляющий группой компаний OBLPHARM
Полным ходом идет преобразование наших производственных площадок, чтобы привести их в соответствие с иностранными требованиями GMP. Поскольку мы сотрудничаем с аудиторскими компаниями, они регулярно проверяют нас по нашим просьбам и дают рекомендации, как действовать дальше.
Поэтому сейчас не до общенациональной стратегии – определиться бы со стратегией компании! В частности, мы думаем, как в новом году выстраивать работу медицинских представителей. Вне обсуждения одно: главное для нас – наши акционеры и наши клиенты. Если они перестанут приходить к нам, мы не сможем работать. Поэтому основная задача – чтобы наши препараты и наша деятельность в целом соответствовали их ожиданиям. В основном в портфеле предприятия кардиологические и неврологические ЛС.
Что касается проблем аптеки… Практический опыт работы в качестве руководителя аптеки у меня есть. В настоящее время в силу своей деятельности – общаюсь с заведующими аптек почти ежедневно. И, как мне кажется, основные источники «головной боли» для любой аптеки:
- производительность и качество труда персонала, в первую очередь, первостольников; прибыльность (или средняя наценка);
- расходы на аренду и персонал, просроченная дебиторская задолженность;
- истекающие сроки годности на закупленные лекарственные средства.
И, конечно, важный вопрос – обеспечение фармпорядка, соблюдение лицензионных требований и условий, а также успешное прохождение проверок.
Если говорить об аптечных проблемах просто – много работы и мало прибыли. Не думаю, что решение этих проблем зависит от законодательства. Мне кажется, что суть успеха целиком и полностью в наших головах и отношении к задачам лекарственного обеспечения. Как мне кажется, мы работаем по старинке в то время, когда уже давно пора переходить к логистической модели, где аптека является последней милей цепочки лекарственного обеспечения.
Аптека не должна быть дилером, который вкладывает собственные средства в закупку ЛС и принимает решения о приобретении тех или иных препаратов. Аптека не может быть также логистическим оператором, который «продает» дистрибутору или производителю всего две услуги: хранение ЛС на полке и отпуск ЛС за фиксированное вознаграждение, которое может быть выражено в рублях или процентах. Реализация этого подхода требует несколько иной автоматизации аптечного учреждения и совместимости этого подхода с поставщиком.
У аптеки не должна болеть голова из-за сверхнормативных остатков – если поставщик поставил лишнего, пусть заплатит за хранение или забирает продукцию назад.
В первую очередь аптеке следует заботиться о качестве оказания услуг посетителям – и о поддержании высоких стандартов своей деятельности (в смысле соблюдения фармпорядка и лицензионных требований).
Такой подход, насколько мне известно, реализован в некоторых (эффективных) сетях, где планированием ассортиментной матрицы, ценообразованием, закупками и расчетами занимаются в головном офисе, а заведующие аптеками выполняют свою функцию по максимально эффективной работе с клиентами.
Уверен, что мейнстримом будущего тренда будет реализация подобного подхода и для одиночных аптек, где функцию координационного центра на себя может взять, к примеру, дистрибутор.
Опасения по поводу исчезновения препаратов в 2012 г. я не разделял. Производители усиленно работали над тем, чтобы именно их препараты легли на полки в аптеки, и конкуренция между производителями такая же интенсивная, как и между дистрибуторами и между аптеками.
Если вспомнить, что МНН в мире чуть больше 2000, а регистрационных удостоверений на лекарственные средства в России больше 18 000, то оценочно можно предположить, что в среднем по стране на одно МНН приходится по 9 ЛС. Вероятность исчезновения всех препаратов с одним МНН крайне низка.
Так что при исчезновении некоторых препаратов для отдельных производителей наступит пора повышения продаж. Именно для тех, кто смог позаботиться о том, чтобы его лекарства остались в обращении.
Лично я рассчитываю только на себя – чего и другим желаю в наступившем году! Если кто-то из органов власти поможет, мы возражать не будем – но и удивляться отсутствию помощи и поддержки также не станем. Удивление наступает лишь тогда, когда одним помогают, а другим – нет.
И еще – некоторые компании считают, что лучше улучшать внешнюю среду деятельности. Возможно, причина в том, что внутренний потенциал их развития уже исчерпан. Мне кажется, что у OBLPHARM внутренний потенциал еще есть – поэтому следует развивать его ресурсы.