27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Аптеке надо вновь стать учреждением здравоохранения

Нельзя не обратить внимания на явную тенденцию двух минувших лет: в 2020–2021 годах закрылось значительное число аптек. Причем на место крупных и средних сетей, как правило, приходили новые компании. А вот с аптеками единичными и малыми аптечными сетями ситуация иная: они закрываются — и все…

Шишина Ирина
Руководитель аптечной сети (г. Самара)

На мой взгляд, прекращение работы многих малых аптечных организаций обусловили такие факторы:

  • отмена ЕНВД (ведь даже упрощенная система налогообложения будет неподъемной для небольшой аптеки);
  • введение обязательной маркировки и связанные с ней расходы (они не были однократными, то есть "стартовыми", — а, напротив, стали регулярными в связи с необходимостью доработок в системе);
  • давление со стороны крупных сетей, включая демпинг.

Плюс проблемы диалога с оптовым звеном. Нельзя не отметить позицию ряда дистрибуторов по дефицитным препаратам, в особенности по тем, которые не входят в перечень ЖНВЛП. Эти лекарства в буквальном смысле приходилось «ловить» и выпрашивать у менеджеров. Насколько правилен такой подход к взаимодействию с аптечной организацией?

А еще в период пандемии многие оптовые компании ужесточили платежную дисциплину — и при этом потребовали дополнительные гарантии оплаты. Включая гарантии банковские.

Аптеке надо вновь стать учреждением здравоохранения. Не только де–факто, но и де–юре.

Для чего? Для того, чтобы отпуском лекарств руководили не по принципам торговли. Для того, чтобы иметь права и льготы, аналогичные тем, которые есть у медицинских организаций. Для того, чтобы оградить фармацевтическую отрасль — ведь речь идет о лекарстве и лечении! — от деятельности непрофессионалов. Участвовать в обороте лекарственных средств, даже если речь об онлайне, должны только медицинские и фармацевтические организации.

Но что происходит сегодня?

Аптеки ограничены в доходе по причине регулирования наценок на препараты перечня ЖНВЛП. При этом налоги они оплачивают в том же размере, что и другие организации — не относящиеся ни к медицине, ни к фармацевтике. Применять патентную систему налогообложения у индивидуальных аптек и малых аптечных сетей права нет. Поэтому необходимо обеспечить аптеки, как организации здравоохранения, налоговыми льготами на уровне Налогового кодекса, а не отдавать решение этого вопроса на откуп регионам. Далеко не в каждом из них в состоянии выполнить данную задачу: в нынешней экономической ситуации многие области, края и республики оказались дотационными. Необходимых резервов у них нет.

Дополнительными затратами для аптек обернулась и система маркировки. Новые нормы административной ответственности решить ситуацию не помогут. Они только усугубят и без того тяжелое положение фармации. И приведут к закрытию новых и новых аптек… Здесь нужны совсем другие шаги. Необходимо сохранить "схему 702" — бессрочно — и ввести административную ответственность оператора маркировки. А также финансовую ответственность перед аптекой, дистрибутором, лекарственным производителем и медицинской организацией за упущенную выгоду от сбоев в системе МДЛП.

Еще один острый вопрос — сокращение срока обучения будущих фармацевтов. С одной стороны, ускоренное среднее образование частично может решить проблему кадрового дефицита. Но это мера симптоматическая, с выраженными побочными эффектами в не самом отдаленном будущем.

Ведь, с другой стороны, такие специалисты будут иметь низкую квалификацию. А это может привести к серьезным последствиям. Фармацевт несет ответственность за жизнь и здоровье человека, приобретающего лекарство.

Ускоренное обучение, на мой взгляд, возможно только в одном случае: если у будущего фармацевта есть медицинское образование.

Итоги и прогнозы?

Минувший год был для нас тяжелым, движения вперед нет. Из положительного: не закрылись, не разорились. Из отрицательного: доходы упали, ни одной новой аптеки не открыто, остается нерешенным кадровый вопрос.

К сожалению, в плане прогнозов оптимизма тоже немного. Налоговое бремя становится все тяжелее. Крупные сетевики окружают со всех сторон. Поиск специалистов превратился в нерешаемую проблему — и людей можно понять! Сказать, что условия работы в фармации стали дискомфортными для фармацевта и провизора — значит, не сказать ничего. Но сложившаяся ситуация перекрывает возможности для развития фармацевтической деятельности, хотя все прекрасно понимают, насколько необходима каждому человеку фармпомощь.

Названные мною проблемы важно рассматривать в комплексе — как следствия того, что аптека оказалась выведенной за пределы здравоохранения. Возвращение фармации в данную сферу не только по сути, но и по документам решит многие сегодняшние вопросы. Но пока этот шаг не сделан, стоит обратить внимание на "технический момент", прямо влияющий на доступность лекарственной терапии: сейчас обсуждается ситуация с поштучным отпуском препаратов.

Запрет на деление упаковки (или отсутствие разрешения на него, понимаемое как запрет) может привести к тому, что пациент не сможет приобрести необходимые лекарства. Ведь есть препараты, которые выпускаются только большими упаковками. Например, сенаде, регидрон и т.д. При пищевом отравлении иногда достаточно одного–двух пакетиков регидрона. Это не целая упаковка, а очень малая ее часть.

Многие лекарства выпускаются как маленькими упаковками, так и большими. Чаще всего блистер, пакет, саше из большой упаковки дешевле. Если пациент ограничен в средствах, это дает ему возможность доступа к лечению.

Специализированные
мероприятия