04.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
04.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Аптеке отведена одна из основных ролей фармаконадзора

Аптека является конечным звеном на пути лекарственных препаратов от производителя до потребителя.

Согоян Самсон Геворкович
Генеральный директор аптечной сети "Самсон–Фарма", члена РААС

Именно в аптеку (или к врачу) чаще всего обращаются люди в случае появления при применении лекарственных препаратов каких–либо побочных действий, нежелательных реакций, или же при отсутствии ожидаемого эффекта. Аптеке отведена одна из основных ролей в части сбора соответствующей информации и передачи ее в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Любой факт, связанный с нежелательными реакциями при применении лекарственных препаратов, не должен оставаться без внимания. Ответственные участники розничного фармацевтического рынка в полной мере исполняют свою функцию в системе фармаконадзора. В аптеках сети имеется специальная форма–извещение, где отражаются:

  • сведения о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства;
  • данные о пациенте, принимавшем препарат, состоянии его здоровья и условиях приема. Внесение информации в форму происходит при обращении в аптеку пациентов с соответствующими заявлениями. В дальнейшем заполненная форма подлежит передаче в Росздравнадзор в срок не позднее 15 календарных дней со дня, когда информация стала известна и производителю либо его законному представителю на территории РФ. Современные технологии позволяют предоставлять эти данные как на бумажном носителе, так и через Интернет.

На наш взгляд логично, что теперь весь контроль (надзор) на всех этапах обращения лекарственных средств будет находиться в ведении одного контролирующего органа – Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Ранее действовавший Отраслевой стандарт "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные Положения" (Приказ Минздрава России от 04.03.03 №80. — Прим. ред.) обязывал аптеки иметь уполномоченного по качеству и систему управления качеством, однако сейчас законодательно такое требование нигде не закреплено.

В аптечной сети "Самсон–Фарма" система качества продолжает работать. Мы ответственно подходим к вопросу качества и безопасности лекарственных средств. Работаем только с надежными поставщиками и производителями. В рамках прямых контрактов, как например, с компанией Rochе, отдельные пункты, посвященные взаимодействию по фармаконадзору, прописаны непосредственно в договоре поставки. С некоторыми компаниями, в т.ч. с "АстраЗенека", существует налаженное взаимодействие в данном направлении.

Учитывая, что качество, безопасность и эффективность препаратов зависит также и от условий хранения, уже на этапе планирования аптек мы предусматриваем достаточное количество кондиционеров и холодильного оборудования, проектируем помещения и расстановку мебели с учетом расположения оконных проемов. Для препаратов, требующих особых условий хранения, используется соответствующее оборудование, разработаны специальные системы хранения. Мы ежедневно ведем мониторинг температуры и влажности. Термолабильные лекарственные препараты поступают в аптеки и отпускаются из них с обязательным соблюдением "холодовой цепи". На постоянной основе наша сеть осуществляет контроль над выявлением в обращении фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и медицинских изделий.

В каждой из наших аптек имеется назначенный специалист, уполномоченный по качеству. Как правило, это заведующий аптекой, в задачи которого входит организация работы аптеки в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также контроль за всеми процессами, проходящими в аптеке, в т.ч. организация сбора и передачи информации в рамках фармаконадзора.

Все это позволяет сохранить качество лекарственных препаратов в наших аптеках неизменным на всех этапах их нахождения в аптеке, а также предотвратить реализацию населению препаратов, представляющих угрозу жизни или здоровью.

Жалобы покупателей на побочные эффекты лекарств в наших аптеках крайне редки. Каждый такой случай индивидуален и обязательно разбирается совместно с производителем и врачом. Зачастую побочные эффекты связаны с особенностями самого препарата или же индивидуальными особенностями пациента. При этом важна "причинно–следственная" связь.

Все побочные реакции и эффекты, «имеющие место быть» на этапе клинических исследований и далее в период обращения на рынке, обязательно подлежат включению в инструкцию по применению лекарственного препарата. Поэтому, когда пациент принимает лекарство и получает нежелательную реакцию, указанную в инструкции, он, как правило, прекращает прием и обращается к врачу. Не указанные в инструкции реакции подлежат дальнейшему детальному изучению, с последующим информированием всех участников рынка о результатах.

Главное для пациента — при всех возможных обстоятельствах не заниматься самолечением, своевременно обращаться к врачу и принимать лекарственные препараты по его назначению. Так как только врач может оценить реальную картину состояния больного и подобрать препарат с учетом его индивидуальных особенностей и сопутствующих заболеваний.

Перед применением лекарственных препаратов обязательно следует ознакомиться с инструкцией по применению. Все препараты должны приниматься только по показаниям, но при обязательном учете противопоказаний.

Учитывая, что все лекарства имеют химическое строение, при одновременном приеме нескольких лекарственных препаратов возможно как усиление или пролонгация терапевтического эффекта, так и его снижение, поэтому при назначении и приеме лекарственных препаратов следует обращать внимание на их совместимость. Как правило, данная информация также указывается в инструкции.

Особое внимание следует обратить на время приема лекарства относительно приема пищи и на то, какие продукты не следует принимать одновременно с препаратом.

Также при приеме следует учитывать время дня, т.к. разные физиологические и патологические процессы протекают в разное время суток по–разному. Так, например, болевые состояния чаще всего усиливаются во второй половине дня — как и температура тела чаще повышается к вечеру.

Здоровье — это большая ценность, данная нам при рождении, к нему нужно относиться более внимательно.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024