Татьяна Васильевна, расскажите, как проходит работа с аптечными организациями…
— Довольно часто приходится отвечать на вопрос: что такое непрерывное образование и зачем оно нужно?
Некоторые дипломированные специалисты и работодатели и сегодня не знают о новой образовательной системе для фармацевтов и провизоров.
Мы отправили в аптеки множество писем, в которых объясняли их руководству, в чем суть непрерывного фармацевтического образования, как организован процесс, почему он обязателен… Постепенно наша работа дает свои результаты. И когда мы проводим большие конференции, у нас полные залы.
Радует и ответственное отношение некоторых аптечных учреждений. Недавний пример: аптечная сеть в нашем городе узнала о семинарах и конференциях ассоциации, и разослала информацию о них всем своим сотрудникам. Отдел кадров проверил сертификаты специалистов. Выявили тех провизоров, кто в 2016–2017 гг. прошел курсы повышения квалификации, и каждому из них отправил письмо, где рекомендовал вступить в ассоциацию и посещать все наши мероприятия.
Нам позвонили сотрудники, которые находятся в декретном отпуске. Я рассказала им, что будучи в декрете специалисту можно посещать вебинары, сообщила о предстоящих онлайн–мероприятиях… И уверена, что они наберут свои баллы.
Могут ли участвовать в непрерывном образовании те специалисты в области фармации, которые ушли в другие профессии? Например, медицинские представители?
— Конечно, им разрешено участвовать. Вспоминается недавний разговор — на днях к нам в ассоциацию пришли как раз медицинские представители. Еще недавние выпускницы фармацевтического факультета… Между нами состоялся примерно такой диалог:
— А кто вы по профессии?
— Провизоры.
— И что же вы будете делать, ведь вы фактически теряете свои дипломы?
— Да нет, у нас дипломы есть… Разве их можно потерять?
Пришлось объяснять: без аккредитации работать в аптеке вы уже не сможете. Если медицинский представитель не обучается в учебном заведении и не ходит на семинары, то есть и не зарабатывает те самые баллы, о которых сегодня так много говорится, потом ему не сдать экзамен. И не вернуться в профессию…
А возвращаются часто. Молодой "медпред" увлечен своими возможностями, но со временем человек понимает: нельзя всю жизнь проработать медицинским представителем.
Кстати, о выпускниках…
— В 2016 г. первичную аккредитацию, как мы помним, прошли только провизоры и стоматологи. Несмотря на небольшое количество выпускников, в период экзаменов были серьезные проблемы с электроникой. Их с трудом удалось разрешить. А через несколько месяцев за компьютерные тесты сядут будущие педиатры и терапевты… Выдержит ли электронная система в ее сегодняшнем состоянии эту нагрузку?
Как мне кажется, нет необходимости сразу же проводить молодых специалистов через процедуру аккредитации. Ведь они только что сдали госэкзамен и еще не начали работать по профессии! А мы устраиваем им двойное испытание. Мы что, не доверяем вузу? Необходимы год или два, чтобы новоиспеченные провизоры и врачи поработали, познакомились со своей деятельностью. Через это непродолжительное время провести аккредитацию действительно очень важно.
Но ведь проще собрать студентов-однокурсников, когда они еще в стенах родного вуза?
— Аккредитацию нельзя привязывать к вузам. На момент экзамена для выпускников такой подход кажется наиболее комфортным решением. Но через четыре года придут на аккредитацию те, кто получил свое боевое крещение в 2016–м. Но кто-то прошел курсы повышения квалификации в феврале, кто-то в декабре… По этой причине необходимы специальные, постоянно действующие аккредитационные центры, не связанные с университетами. Наверное было бы логично организовать такие центры в столицах федеральных округов — один на федеральный округ
А что еще нужно доработать в связи с переходом на новую систему обучения?
— Непрерывное фармацевтическое образование привлекло внимание к очень глубокой проблеме.
О том, что в фармации нередко работают сотрудники без профессионального образования, известно давно. Сравнительно недавно узнала об аптеках, которые работают… вахтовым методом. Из других регионов привозят провизоров, дипломированных специалистов. И те работают на износ, не получая выходных даже по возвращении домой. Что говорить о том, чтобы отпускать на учебу сотрудников, если кадровый вопрос сегодня решают таким образом?
С одной стороны, вебинар — прекрасная форма обучения. Но даже этот час провизорам порой не разрешают провести у компьютера — некому встать за первый стол. А ведь когда-то, в совсем недавнем прошлом, штат аптеки составлял до 100 человек. Теперь уже кажется фантастикой, что каждый из этих специалистов был необходим: рецептурно–производственный отдел, льготный отпуск…
Сегодня в аптечном учреждении трудится, как правило, 5–10 человек. И собственник аптечной организации не отпускает своих сотрудников даже на семинары в Интернете: ведь за первый стол поставить некого.
Что же будет через пять лет, когда пойдут аккредитационные экзамены уже не только для выпускников, но и для провизоров, прошедших в 2016 г. курсы повышения квалификации? Они их просто не сдадут. Аптеки рискуют остаться вообще без кадров.
Видимо, наступило время подумать о правильности заявительного принципа открытия аптек. Если мы на законодательном уровне не можем регламентировать ни расстояние между аптеками, ни количество населения на одну аптеку, может, следует приказом МЗ РФ регламентировать наличие минимального количества специалистов при открытии аптек.
Иначе скоро начнут открываться аптеки вообще без провизоров и фармацевтов.