04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Без профессиональных кадров аптека перестанет быть аптекой

Все определяют и решают кадры. В настоящих условиях фармацевтического рынка особо остро ощущается нехватка грамотных специалистов на всех уровнях менеджмента, во всех подразделениях организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность. И, несомненно, подбор квалифицированного персонала для аптеки играет самую важную роль в ее функционировании и как успешного бизнес-предприятия, и как организации, где каждый гражданин должен получать достойную квалифицированную фармацевтическую помощь.

Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), к.фарм.н.

Ведь фармацевтический специалист — это одновременно и лицо аптеки, и главный участник в процессах обеспечения ее внутренней дееспособности, позволяющий соответствовать требованиям сферы обращения лекарственных средств и конкурировать в непростых для аптек современных условиях рынка.

Без профессиональных кадров аптека перестанет быть аптекой, а превратится в обычный магазин, где каждый может приобрести все что угодно. Не разобравшись, подходит ему данное средство или нет. Не осознавая, что самостоятельно выбранное средство может таить, а зачастую и содержит угрозу неэффективности лекарственной терапии. Подобная ситуация недопустима.

Аптечная организация — уникальная форма организации, регулирование и юридическое определение которой требуют особой внимательности и, в хорошем смысле слова, скрупулезности, социальной ответственности.

РААС всегда активно отстаивает статус фармацевтического работника и повышение престижа этой уникальной профессии. Мы проводим работу по следующим направлениям: взаимодействие с регуляторными структурами, участие в совершенствовании нормативно–правового поля, взаимодействие с участниками фармацевтического сообщества, повышение профессионального уровня внутриаптечных организаций (корпоративное обучение персонала, аттестация, организация внутренних школ наставничества), взаимодействие фармацевтических специалистов аптек с населением. Важна работа с населением, обращающимся в аптеку. Необходимо постоянно обозначать, что аптека — не магазин, а учреждение системы здравоохранения, главный участник которой — пациент, осознающий важность своевременных обращений к врачу. Для повышения статуса фармацевтического специалиста работу, в первую очередь, нужно вести самим фармацевтическим специалистам. Им необходимо повышать свой уровень профессиональных знаний и демонстрировать свой профессионализм людям, которые обращаются в аптеку. Аптечные сети и аптечные организации нашей ассоциации работают по внутренним стандартам, включающим задачи повышения статуса своих работников.

Отдельно отмечу, что в настоящий момент РААС ведет активную работу по разработке и дальнейшему принятию Этического кодекса фармацевтического работника, возглавляемую Министерством здравоохранения РФ. Наша Ассоциация разрабатывает и Стандарт надлежащей аптечной практики, в котором остро нуждается наше сообщество.

Фармацевты и провизоры — это не «продавцы–консультанты», которые, безусловно, должны разбираться в тактике успешных продаж. Работники аптек — это еще и люди, имеющие (в отличие от сотрудников многих других сфер, в т.ч. обычных продаж) профильное образование. Продавцом техники или продуктов может стать кто угодно, фармацевтом — только профессионал, окончивший учебное заведение по данной специальности и имеющий сертификат специалиста.

РААС активно выступает против безответственного самолечения, которое, к сожалению, довольно распространено среди наших пациентов. Но, зная, какое количество людей идет в аптеку за лекарствами, не обратившись предварительно к врачу, мы исключаем непрофессионализм фармацевтов, поскольку несем ответственность за здоровье наших граждан.

В числе приоритетных характеристик фармацевтического специалиста важно подчеркнуть профессионализм, включающий в себя знание всех навыков и компетенций своей специальности в сочетании с человеческими качествами — внимательностью, уважением, доброжелательностью и другими этическими нормами взаимоотношений с пациентом.