Больше практики, начиная со школьной скамьи
На сегодняшний день наиболее востребованные направления подготовки специалистов отмечаются в биотехнологии, биоинженерии, биоинформатики, молекулярной генетике, цитогенетике, геномном редактировании, генной инженерии, фармакогенетике и иммуногенетике. Например, в России работает всего 340 врачей-генетиков, т.е. один такой специалист на 434 тыс. населения.
По словам Евгения Рогаева, заведующего кафедрой генетики биологического факультета МГУ, одна из главных проблем — недостаток практических занятий в период обучения студентов, а также нехватка средств, выделяемых на проведение экспериментов. Он уверен, что готовить будущих специалистов надо еще в школе. Так, даже в период пандемии в центре "Сириус" прошли обучение по химии, агробиологии и другим предметам 795 школьников. Помимо лекций молодые люди и девушки участвовали в экспериментах в области генотипирования и генетики в персонализированной медицине и др.
"Чем раньше школьники и первокурсники вузов будут вовлечены в практические работы, тем лучше. К примеру, новые стандарты обучения по биологии уже согласованы в Минобрнауке", — сказал Рогаев.
Михаил Гельфанд, вице-президент по биомедицинским исследованиям Сколковского института науки и технологий, отметил такую проблему, как мощное вымывание молодых ученых из преподавательского состава. За последние несколько лет в пять раз вырос отток из России специалистов с высшим образованием. Недостаточно повышения зарплат и предоставления жилья, необходимо предоставить молодым ученым бóльшую академическую мобильность. Сейчас они, как выразился Гельфанд, "сидят под своим научным руководителем".
"Биологией в России заниматься неудобно, тяжело и дорого. После пересечения границы оборудование и реактивы для экспериментов увеличиваются в стоимости в 10 раз. К тому же психологически давит ситуация в стране, когда ученых могут арестовать за перепост, да и изменения в закон о просветительской деятельности не способствуют научной деятельности", — подчеркнул Гельфанд.