Через пять лет более 40% рынка будет у 10 аптечных сетей
Гусев Андрей
Генеральный директор аптечной сети "Мега Фарм"
Поэтому мы очень много внимания уделяем созданию позитивного климата в компании, правильной мотивации, профессиональному развитию сотрудников, обучению процессу продаж, например, через портал дистанционного обучения и технологию комплексных продаж с автоматическими подсказками.
Мы используем систему объединения аптек в группы и далее — в кластеры, во главе которых стоят авторитетные, инициативные и самые квалифицированные руководители. За счет постоянного мониторинга работы аптек руководителями формируется система оценки и поощрения или другого воздействия на сотрудников.
Эффективность работы аптечной сети невозможна без правильно организованного взаимодействия с производителями по маркетинговым договорам. У нас есть ряд партнерских долгосрочных проектов с производителями по продвижению определенных препаратов в наших аптеках. Такие программы называются "Бренд–лидеры", на их основе формируется список препаратов в кластере. Управление товарными запасами строится на правильном формировании ассортиментной матрицы и динамической системе нормативов пополнения.
Наш проект — пример развития в партнерстве с продуктовыми сетями. Для клиента получить возможность покупки товаров разных категорий в одном месте — однозначно дополнительный сервис, при этом аптека интегрирована в продуктовый магазин как отдельная единица и имеет профессиональный персонал — фармацевта/провизора.
Проект развития аптечной сети "Мега Фарм" строится на партнерстве с X5 Retail Group, поэтому при выходе в новые рынки мы в первую очередь оцениваем возможности развития на площадях X5. На сегодняшний день аптечная сеть представлена в 32 регионах России. Наиболее сложными с точки зрения конкуренции сейчас являются регионы Урала — Челябинская и Свердловская обл. Степень конкуренции там наиболее высока — и развитие аптек идет медленно. Несколько раз за последнее время в прессе даже появлялась информация о случаях демпинга со стороны крупных федеральных аптечных сетей в этих регионах и наличии жалоб со стороны местных аптек в ФАС России.
Можно сказать, что аптечная конкуренция сегодня на пике. Компании ведут ценовые войны. Консолидация рынка идет ускоренными темпами за счет покупки региональных игроков крупными федеральными сетями. Более того, многие региональные сети усиленно развиваются и осваивают новые регионы.
По нашим оценкам, через пять лет 10 крупнейших аптечных сетей будут консолидировать более 40–50% рынка.
Будущее фармритейла мы видим в расширении онлайн–технологий и возможности заказа в Интернете лекарств с самовывозом в аптеке. Развитие цифровизации в целом в здравоохранении в виде Единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ) даст толчок развитию интеграционных систем с лекарственным страхованием, в том числе при добровольном медицинском страховании. Естественно, этот процесс надо рассматривать как подготовительные этапы к переходу к полной системе медицинского и лекарственного страхования.