Что думают врачи о дженериках и оригинальных препаратах?
Аналог должен быть качественным
В вопросе о выборе лекарства семь из десяти респондентов предпочтут инновационное средство. Еще для 21% участников исследования статус препарата не важен, имеет значение только активное вещество (т.е. международное наименование). В пользу дженериков высказались менее десяти процентов опрошенных медиков.
Встретился и "собственный вариант ответа", когда медработники отметили, что выбор "брендового" наименования определяется такими факторами, как доступность "оригинала" и качество того или иного дженерика. Может сыграть свою роль и финансовая обеспеченность пациента.
При этом генерические препараты периодически советуют больным 71% докторов-респондентов (43% регулярно, 28% достаточно редко). Каждый четвертый врач назначает фармакотерапию исключительно по МНН, не указывая конкретные названия. Стоит обратить внимание и на "другие варианты ответа". Выбравшие их доктора отметили: рекомендация воспроизведенного препарата возможна в случае уверенности, что его качество не уступает «первому» лекарству.
Когда дженерики "выигрывают"
Случаи, в которых специалист предпочтет воспроизведенное лекарство, различны (отметим, что на вопрос о них можно было дать несколько ответов одновременно):
- дженерик доступен по цене, поэтому пациент, находящийся в сложном материальном положении, будет в состоянии его приобрести (59% ответов);
- оригинального средства в данный момент нет в аптеках, и назначение замены – единственная возможность вести лекарственную терапию (55%);
- завод и/или конкретное лекарство хорошо зарекомендовали себя (42%);
- качество, безопасность и эффективность той или иной марки средства-аналога подтверждаются собственным опытом специалиста (37%);
- в пользу дженерика свидетельствуют данные клинических испытаний (15%).
Особенности выбора
Вопрос о важнейших параметрах назначения лекарства-аналога тоже подразумевал возможность нескольких вариантов ответов. Главным из критериев для лечащего врача выступает качество (что подтвердили почти две трети опрошенных). Второе место делят доступная для больного цена и лечебный эффект (по 50% у каждого варианта).
За "тройкой первых" следуют личный опыт лекарственных назначений (45%), репутация производственного предприятия (42%), уровень доказательной базы (40%), степень безопасности (40%) и представленность в аптечных учреждениях (36%).
Информированность больного: взгляд врача
Еще один пункт анкеты касался осведомленности пациентов о "первых" и "аналогичных" лекарствах. Двое из трех опрошенных (66%) убеждены, что знания неспециалиста о дженериках не являются исчерпывающими. В пользу информированности больного высказался примерно каждый пятый (21%), а почти каждый восьмой (12%) с ответом затруднился.
Около половины респондентов (48%) рассказали, что те пациенты, лечение которых они ведут, нередко выбирают "оригинал", а не дженерик. Чуть более четверти врачей (26%) наблюдают обратное. 4% сообщили о постоянном предпочтении инновационных средств. Пациенты еще одного процента участников анкетирования поступают противоположным образом — всегда приобретают дженерики. И почти каждый пятый из опрошенных (19%) предпочел от ответа воздержаться.
Как ранее в своем интервью МА отметил руководитель направления разработки инновационных лексредств НИИ "ХимРар", доктор химических наук Константин Балакин, первые препараты — не всегда наилучшие представители своего класса. Иногда последующие лекарства, созданные с учетом опыта предшественников, действительно становятся опережающими. Если, конечно, подойти к их разработке максимально внимательно.
Поэтому, отмечал эксперт, "открывая новый лекарственный хемотип, человечество обязано заниматься его детальным изучением и совершенствованием".